Авторская реабилитация для детей с инвалидностью. Учитель из Минска разработала тренажеры и организовала занятия для школьников с ДЦП

Поддержи

В арсенале Натальи Чирицо, учителя по адаптивной физкультуре средней школы №111, уйма необычных разработок для учеников с ДЦП. Как они влияют на здоровье учеников? Прежде чем приступить к обязанностям в средней школе № 111 г. Минска, Наталья Чирицо, учитель адаптивной физкультуры, и подумать не могла, что будет проводить занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сначала переживала и не спала ночами, боясь причинить воспитанникам с инвалидностью боль, а их родители даже поспорили, долго ли проработает новая учительница. Но со временем освоилась, осознав, что мальчишки и девчонки с ДЦП не отличаются от остальных детей, и теперь делает все возможное, чтобы им стало лучше. Как ей это удается – в материале «Вместе!».

Какими качествами должен обладать хороший учитель? Направленность на работу со школьниками, анализ их индивидуальных особенностей, находчивость и любовь к детям – пожалуй, одни из главных свойств. Всеми ими обладает Наталья Чирицо. Кажется, она заряжена идеей, чтобы помочь ребятам с нарушениями опорно-двигательного аппарата (а в 111-ой школе их 13), улучшить здоровье. Благодаря ей в учреждении образования открылись два кабинета: адаптивной физкультуры и сенсорной адаптации. Каждый уголок классов полон полезных для учеников вещиц. А до прихода педагога в школе почти не было условий для полноценных занятий.

– Я никогда не заставляю детей делать упражнения насильно. У них должно быть хорошее настроение во время уроков, желание выполнять задания. Тогда у ребят все будет получаться и мы достигнем хорошего результата, – улыбается педагог по пути в кабинет. И добавляет: – Конечно, прежде чем приступить к занятиям, я составляю индивидуальный план для каждого ребенка, изучая заключения реабилитационных центров, врачей, заранее общаюсь с их родителями.

Кабинет адаптивной физкультуры оснащен современной реабилитационной техникой – тренажерами (в том числе и сделанными из вторсырья руками учителя), на которых ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата и особенностями психофизического развития разрабатывают разные группы мышц. Раньше в этом помещении располагался и мультипараметрийный комплекс «Живая рука», одержавший верх на различных конкурсах. Сейчас разработка Натальи Чирицо находится в кабинете сенсорной адаптации. Двери нового класса распахнулись в июле: педагог так увлечена своей работой, что не прекращала ее и летом, в отпуске.

– В этом классе проходят занятия на мелкую и крупную моторику, развитие межполушарных связей, коррекцию двигательной дисфункции рук. Ребятам с ДЦП необходимо снять спастику кистей, для этого выполняем самые разные упражнения и используем все, что есть под рукой. Как итог, мальчишки и девчонки становятся более социально адаптированными, они могут держать и пользоваться предметами, как и все остальные дети, – говорит Наталья Чирицо.

С каждым ребенком она занимается трижды в неделю по 45 минут. Старается разнообразить уроки по максимуму, задействовав массажные мячики с шипами, магнитные доски для рисования, прозрачные цифры, чтобы школьники еще и математику повторяли (полезно для межполушарных связей). А для наглядности использует очки виртуальной реальности, благодаря которым ученики узнают, как работают их мышцы во время физической активности. VR-технология, надо сказать, очень мотивирует ребят: те, кто, смирившись с положением в колясках, не хотели выполнять поручения учителя, охотнее их делают. Но для хорошего результата этого все равно маловато, поэтому Наталья Чирицо дает задания на дом. И сразу видит, кто ее слушается, а кто нет. Последних убеждает, что упражнения помогают здоровью. За усердие учитель отметок не выставляет, но поощряет старательных мальчиков и девочек конфетами – этакими «таблетками радости».

– Этой весной из школы выпустилось несколько девятиклассников, с которыми я занималась лет 6. Комплексные занятия, наше взаимодействие с родителями учеников и учителем-дефектологом принесли должный эффект, – утверждает собеседница. – Я стараюсь следить за ребятами и вне нашего учебного пространства. Захожу в кабинеты на переменках, смотрю, как они сидят за партами или стоят, если неправильно – поправляю.

В кабинете сенсорной адаптации нет ни одного незадействованного сантиметра. Болтики, тренажеры в виде пружин, мешочки – здесь все имеет значение. Даже разметка на стене в будущем пригодится ученикам с ограничениями. У многих, к слову, нарушен не только опорно-двигательный аппарат, но и зрение, слух. Наталья Чирицо учитывает и это: большинство предметов ярких, красочных цветов, чтобы слабовидящие школьники могли их разглядеть. Преподаватель планирует разнообразить арсенал, добавив ярко-желтых вещиц: этот оттенок лучше воспринимается глазами.

– Почти все придумано и сделано мной из подручных материалов. С чем-то помогал супруг, что-то мастерил учитель по труду, не остались в стороне и ученики, – улыбается учитель адаптивной физкультуры.

Пожалуй, главная «достопримечательность» кабинета – мультипараметрийный комплекс «Живая рука», представляющий собой четыре последовательно расставленных стола. Первый – светящаяся всеми цветами радуги мини-ванна для массажа рук. Именно с нее начинаются уроки. На дне – шипованные шарики, ролики для массажа и снятия спазмов мышц, отработки координации движений пальцами. Здесь же лежат пластиковые цифры: занимаясь физкультурой, ученики еще вслух называют числа и решают примеры.

Следом за ним находится тактильно-дидактический стол с непонятными на первый взгляд предметами. Деревянные планшеты с витиеватыми прорезями, например, необходимы для развития пространственной ориентации: а для этого ребятам обеими руками сразу с помощью магнита следует провести по миниатюрным тоннелям металлический шарик. Тут же расположены разноцветные мешочки, наполненные всякой всячиной. Ученики должны наощупь определить, что внутри, и вслух описать содержимое, назвав количество, размер и форму. Задача, кажется, нехитрая, но здорово способствует развитию артикуляционного аппарата у ребят с ДЦП. Невооруженным глазом видно, что третий по счету стол предназначен для творчества: здесь магнитная доска для рисования, кисти. Очередное звено комплекса предназначено для арт-терапии – пескографии. Завершает разработку Натальи Чирицо стол для массажа, положительно влияющий на нервную и сердечно-сосудистую системы.

– Конечно, каждый из них можно использовать по отдельности. Но я разработала свою методику. За 45 минут урока ребенок успевает позаниматься на каждом тренажере. Комплекс приносит очень неплохие результаты, – утверждает Наталья Чирицо.

«Живая рука» подойдет ученикам с инвалидностью, однако у остальных школьников своя программа, хоть и они, как показывает практика, с удовольствием позанимались бы на тренажерах для мальчишек и девчонок из интегрированных классов. Интересуются разработкой учителя и взрослые, нередко в кабинет сенсорной адаптации заглядывают работники столовой: тренажеры учителя адаптивной физкультуры помогают им расслабиться.

– Несколько лет назад я с межпозвоночной грыжей и повреждением межпозвоночного диска попала в больницу. После операции 8 месяцев приходила в себя, училась заново садиться. Пока находилась в госпитале, помогала бабушке, пережившей инсульт, восстановиться. И мои тренажеры сработали! – комментирует учитель.

Она не собирается останавливаться на достигнутом и планирует еще многое внедрить. Благо руководство идет навстречу инициативному педагогу и как может старается помочь воплотить в жизнь все ее задумки.

– Некоторым учителям тяжеловато работать с детьми с инвалидностью, они не задерживаются надолго. Когда-то и мне говорили, что это не мое место. Но я воодушевляюсь, работая с детьми, у меня от них положительный заряд. Я не собираюсь уходить из школы, мне здесь нравится, – резюмирует Наталья Чирицо.

 

Каролина Губаревич
Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.