Журналист Евгения Воскобойникова о жизни с инвалидностью в Америке
Из российских каналов первым делом включаю «Культуру». Не потому, что я такой культурный. Просто там нет никакой рекламы, от которой иногда хочется завыть. Утром также идет программа «Правила жизни». Ее ведет известный тележурналист Алексей Бегак. Что самое интересное, там есть сюжеты, посвященные людям с инвалидностью. Так, на один из выпусков этой программы была приглашена журналист Евгения Воскобойникова. Между прочим, инвалид-колясочник. Недавно Евгения побывала в Америке. В ходе разговора она поделилась своими впечатлениями. Мне показалось, что ее рассказ будет интересен и для нас. Постараюсь передать его полностью.
***
– Пожалуйста, дайте ваш, так сказать, отчет по командировке.
– Да, я побывала в Штатах, была там впервые. До того, как я туда поехала, мне говорили: ну, там просто рай для людей с инвалидностью, там все комфортно для всех людей. Я, естественно, ехала туда с надеждой увидеть нечто потрясающее. Но я не увидела там чего-то сверхъестественного, того, чего нет у нас или того, что у нас сделать нельзя. Мы передвигались десять дней на большом таком, как я его называю, «гангстерском» автобусе. На самом деле, в Москве тоже есть такие автобусы, на которых можно встретить группу людей с инвалидностью, скажем, в аэропорту. В Москве сейчас не составит труда найти такой автобус.
– Очень любопытно. Я об этом даже не слышал.
– Да. В Штатах можно заказать такси «Uber», где есть подъемник для инвалидов. Водитель не просто поможет положить в багажник вашу коляску, посадит вас в салон – он вообще ведет себя предупредительно, вежливо, с тактом. В таком такси есть подъемник и пандус. Допустим, вы передвигаетесь на электрической коляске, которая гораздо шире обычной. Ну и что? Абсолютно все съезды с тротуара на пешеходный переход оборудованы нормально, под нужным углом. И вообще нет никаких порожков, ничего такого, за что можно зацепиться.
Посетили дом сопровождаемого проживания. Американские инвалиды, достигая 18 лет, становятся самостоятельными. Если человека признают дееспособным, то он может распоряжаться финансами. Если инвалиды хотят жить отдельно от родителей, им предоставляют такие квартиры в специально приспособленном доме.
– Действительно, это же целый дом!
– Да, что-то похожее на общежитие, но при этом там небольшие квартиры. Небольшая комната, небольшая кухня, санузел. Если инвалиду требуется какая-то помощь, то ее оказывают социальные работники. Они оплачиваются государством, благодаря страховке. Как нам говорили местные люди, для Америки человек с инвалидностью в семье – это очень большая выгода. Потому что очень большие преференции по налогам, плюс машина, которая снабжена значком «для инвалидов».
– Однако стоимость парковки в Нью-Йорке в десятки раз превышает стоимость в других городах.
– Вы правы. Поэтому ездить на машине со значком инвалида очень удобно. Даже если инвалида в машине нет.
Побывали в магазине-мастерской, где адаптируют велосипеды для людей с разными видами инвалидности. Велосипед с желтой рамой теперь стоит у меня в Москве. Я решила привезти его из Америки в Россию, потому что его мне подарили. Хозяин, который содержит этот магазин, сказал, что в России было бы неплохо развивать велосипедный спорт для инвалидов-колясочников, это будет такое огромное движение вперед.
Познакомились с мужчиной в инвалидной коляске – это легендарная для Америки личность. Он начал движение за равные права для всех – и обычных людей, и для инвалидов. Это движение началось в 70-е годы прошлого века. Начиналось оно для слабослышащих людей. К этому движению подключалось все больше и больше людей с инвалидностью. Кульминацией было то, когда инвалиды-колясочники приехали к Капитолию, где огромные-огромные ступеньки. Люди просто вывалились из своих колясок и ползком стали взбираться вверх по этим ступеням. Таким образом они показали властям, обществу: «мы тоже хотим быть как все, но вы нам не даете». Просто и эффективно. И теперь у Капитолия стоит огромный металлический пандус с правильным углом. Эта акция стала началом того движения за свои права.
– Этому движению, если не ошибаюсь, уже 50 лет.
– Совершенно верно. Нашему такому же движению уже лет восемь. Но мы теперь движемся гораздо быстрее.
– В 70-е годы в Америке все было гораздо более экономически развито.
– Это так. Однако мы сейчас уже двигаемся по проторенной дорожке. Мы знаем, какие камни на нашем пути, как их обходить. Сейчас ведь век новых технологий, они все упрощают. Очень много полезной информации человек узнает из интернета. Кроме того, все больше и больше мы узнаем об опыте в других странах. И, соответственно, мы его используем. Я хочу сказать, что у нас все будет получаться быстрее.
– Желаю вам успехов на этом пути.
***
Вот все интервью. Как его комментировать? Да никак, тут все более-менее ясно. Но я все-таки прокомментирую.
Я живу на проспекте Любимова в Минске. Тут такая получилась штука. Раньше у нас был обычный пешеходный переход. Человек на инвалидной коляске мог спокойно проехать по переходу. Тем более что все машины перед переходом тормозили. И вдруг весь переход расковыряли, огородили щитами. Там теперь устанавливают здоровенные блоки. Подходы к переходу тоже перекопаны. Что там будет? Не знаю. А спросить не у кого. Приходится объяснять все самому.
Точно знаю, что человек на инвалидной коляске этот переход не сможет преодолеть. Никакая коляска не сможет заехать на этот бетонный блок. Даже я, относительно здоровый человек, пойду к другому переходу. Нормальному. Метров 50 пройти всего-то. Но человеку на инвалидной коляске любой лишний метр дается с трудом. Это я понимаю. А вот понимают ли люди, которые решили «усовершенствовать» переход таким образом? Вот этого не знаю…
Подготовил Сергей ШЕВЦОВ
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.