Вопрос остается открытым, или Трудности с оборудованием авто ручным управлением

Поддержи

– Уважаемая редакция газеты «Вместе!». Я инвалид 1-ой группы, травму получил в школе (перелом позвоночника с повреждением спинного мозга). В советское время через ЦК ВЛКСМ мне помогли устроиться учеником часовщика, где я за 26 лет работы прошел путь от ученика до мастера шестого разряда.

Также помогли приобрести «Москвич» и в гарантийной мастерской переоборудовать его на ручное управление. Это оборудование мне переставляли на «Москвич ИЖ-412». В ГАИ машину регистрировали с ручным управлением. Теперь я купил авто «ИЖ-ОДА», переставил ручное управление, но в ГАИ отказали регистрировать с ручным управлением.

Мне сказали, что нужно:

— паспорт на ручное управление;

— сертификат на установку ручного управления;

— заявление-декларация.

Зиму я просидел в квартире, а летом работаю – ремонтирую часы в киоске. Являюсь индивидуальным предпринимателем еще с 90-х годов. Машина – это мои «вторые ноги». В Гомеле автомастерской, имеющей лицензию на переоборудование инва-авто, нет. Прошу вас узнать, есть ли в Минске такая мастерская.

Михаил Кириллович, Гомель

– У меня такой вопрос. Я инвалид 1-ой группы. Собираюсь купить автомобиль. Можно ли мне самому поставить ручное управление на машину? Если нет, тогда где это можно сделать и какие документы нужны для этого?

Семен Григорьевич, Витебская обл.


Наш давний подписчик Сергей, инвалид-колясочник из Гродно, также столкнулся с такой проблемой. Он купил автомобиль и самостоятельно его переоборудовал. Несколько лет назад мужчина попал в ДТП, и после этого начались проблемы с госавтоинспекцией. Сотрудники ГАИ не хотели признавать в его машине наличие исправного ручного управления и пытались оштрафовать, хотя не было протокола осмотра авто. «Мне пришлось ехать в Минск, проводить специальную экспертизу в БНТУ и получать сертификат», – говорит Сергей.

Действительно, в ГАИ подтвердили, что самостоятельно установить на автомобиль ручное управление вы не можете. Более простым вариантом было бы не переоборудование обычной машины, а приобретение уже оборудованной. Надо поинтересоваться у официальных дилеров по продаже автомобилей в вашем городе, есть ли у них в наличии подобные автомобили и, по возможности, рассмотреть вопрос покупки машины с ручным управлением, установленным заводом-изготовителем.

Конечно, так будет намного проще и удобнее. Но что делать тем, у кого уже имеется автомобиль? Можно попытаться самостоятельно установить на нем ручное управление. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд. Мы решили сами выяснить, где можно это сделать. Как свидетельствуют авторы писем, ни в Гомеле, ни в Витебске, не говоря уже о районных центрах, такие услуги не оказываются. В Гродно, например, ремонтируют специальные автомобили для инвалидов. Но это предприятие оказывает услуги только в переоборудовании «инвалидок», установкой ручного управления на обыкновенные авто они не занимаются.

В экспертном отделе лаборатории транспорта и сертификации автотранспорта Белорусского национального технического университета (БНТУ) пояснили, что между университетом и Министерством труда и социальной защиты шли переговоры о том, чтобы оказывать такие услуги инвалидам. Но обсуждениями все и закончилось. Сейчас можно лишь кустарным способом оборудовать своего четырехколесного «друга». Министерство труда и социальной защиты несколько лет назад обращалось в Научно-исследовательскую испытательную лабораторию транспортных средств при Автотракторном факультете БНТУ по поводу разработки стандарта автомобиля с ручным управлением. Лаборатория свои предложения предоставила, а вот дальнейшего финансирования не получила.

Все же в интернете мы нашли несколько объявлений по подготовке водителей-инвалидов с последующим предоставлением их для сдачи квалификационного экзамена в ГАИ и оказывающих услуги по переоборудованию автомобиля ручным управлением. Они расположены в Минске.

– Вы можете помочь переоборудовать обычный автомобиль на ручное управление? – задаем вопрос директору ЧПСУП «СПЕЦАВТОМАСТЕР» Ивану Костюку.

– Наша организация более десяти лет занимается переоборудованием как учебных автомобилей, так и личных, принадлежащих инвалидам. У нас есть оборудование и специалисты. Дело в том, что сегодня на постсоветском пространстве ни один завод не выпускает авто для инвалидов. Можно купить подержанные «Оку» или «Таврию» с ручным управлением, но по комфортности и экономичности они уступают иномаркам. Поэтому большинство инвалидов, которые хотят и могут приобрести автомобиль, покупают обычную легковушку и переделывают на ручное управление. А чтобы эксплуатировать этот автомобиль, нужно просто пройти экспертизу в специальной лаборатории в БНТУ или в Национальной академии наук. Обычно заказы индивидуальные – под физические возможности каждого, поскольку нормативов в стране как таковых нет.

– И какова цена такой услуги по оборудованию?

– От одного до трех-четырех миллионов рублей. Мы индивидуально подбираем и монтируем систему ручного управления, от этого и зависит стоимость услуги.

– Кроме переоборудования автомобилей, — продолжает Иван Костюк, — среди инвалидов готовим водителей категории «В» уже с 2008 года. Своими силами оборудовали автомобиль ВАЗ–2108, установив на него оригинальное устройство: можно обучать человека даже с отсутствием обеих ног. Управление сцеплением, тормозом и педалью газа переведено на ручное, но штатные педали сохранены. Правда, проживание на месте не предусмотрено, то есть жилье нужно искать самому. Обучение вождению проходит отдельно – на автодроме, который находится в Минске на 2-м Велосипедном переулке (за гипермаркетом «Гиппо»).

Справка

ЧПСУП «СПЕЦАВТОМАСТЕР» находится по адресу: Минск, пр. Партизанский, 2а, 407.

Телефоны и др. контактные данные автошколы: (тел./факс) (017) 269-92-25;

(Velcom – автошкола) (+37529) 117-77-86; (+37529) 107-77-86; (+37529)657-77-86;

(МТС) (+37529) 553-75-08; (+37529) 577-75-26.

Сайт автошколы: http://specavtomaster.at.tut.by

E-mail автошколы: specavtomaster@tut.by

К счастью, это не единственное предприятие по переоборудованию автомобилей для инвалидов. Есть еще ЧУП «Инва-Авто-Сервис». Здесь также занимаются устройством ручного управления автомобилем для инвалидов с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как объяснили специалисты предприятия, по желанию клиента можно изготовить копии немецкого, шведского, итальянского ручного управления. По требованиям клиента можно индивидуально спроектировать «ручник» на любое авто, не изменяя заводской конструкции автомобиля. Оно легко монтируется и демонтируется.

Находится ЧУП «Инва-Авто-Сервис» по адресу: Минск, пер. Ольшевского, 7.

Тел.: (МТС) (+37529)876-00-22; (+37529)12-888-01.

Сайт: http://www.inva-avto.by

Подготовила Лилия ЗИЗИКО

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

J-anna

2014-09-21 16:26:56

Нужная статья. Спасибо.

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.