«Рукоделие помогало не опускать руки»: откровенный разговор с мастерицей Екатериной Орловой из Полоцка

Поддержи

Интерьерные куклы Екатерины Васильевны Орловой – это не просто милые персонажи, а маленькие хранители дома и теплых воспоминаний. Мы говорили по телефону: на проводе Полоцк. Спокойный голос, вдумчивые паузы между словами. За это время рукоделие стало для Екатерины опорой, способом пережить болезнь и остаться в диалоге с миром через нитку, стежок, взгляд куклы. Ниже наш разговор. Я оставляю свои ремарки там, где тишина по обе стороны линии просила подписи.

– Екатерина Васильевна, давайте начнем с простого. Где вы сейчас живете и как проходит ваш обычный день?

– Мы живем вдвоем с дочерью Дианой в Полоцке. Дни у меня спокойные: дом, рукоделие, иногда прогулки. А главное – природа. Это мое место силы. Обожаю лес: там дышится иначе, будто сама земля дает поддержку. Часто бываю у Кургана Славы. Люблю посидеть в тишине возле Софийского собора, посмотреть на реку. В такие моменты приходит особое спокойствие, которого не хватает в повседневной суете.

Пауза на линии. Я слышу, как она улыбается, подбирая точные слова, без спешки, будто боится спугнуть что-то важное.

– Когда в вашей жизни появились куклы? С чего все началось?

– Сначала я вязала: делала подарки племянникам и близким. А потом как-то наткнулась в интернете на интерьерные куклы, и они меня зацепили. Решила попробовать сама. Оказалось, что это мне близко. У меня ведь швейное образование. Я даже успела поработать на предприятии, где изготавливали игрушки. Возможно, именно поэтому руки сразу «вспомнили» ткань и стежок. С тех пор прошло уже восемь лет, и все это время куклы остаются моим занятием и отдушиной.


– Помните свою первую работу?

– Конечно, это был домовенок. Я увидела его только на картинке, никакого мастер-класса не было. Решила попробовать повторить. Делала полностью своими руками: каждый шов, каждый стежок – все вручную, от одежды до самых мелких деталей. Это была настоящая кропотливая работа. Наверное, поэтому он для меня особенно дорог. Хотелось не просто скопировать, а вложить в него что-то свое, теплое.

– Почему именно куклы? Что для вас главное в этом процессе – придумать образ или подарить результат?

– Наверное, про дом. Про чувство, когда в доме уютно. Я люблю дарить домовых – хранителей очага. Говорю: «Пусть оберегают ваш дом, дарят тепло». Хочется, чтобы человек посмотрел и стало спокойнее.

Она говорит негромко. И я ловлю себя на том, что тоже невольно понижаю голос, чтобы не нарушить эту мягкую интонацию.

– Сколько работ у вас уже собралось?

– Примерно около пятидесяти. И каждая любимая по-своему.

– Делаете на заказ или больше дарите?

– Был период, когда я зарегистрировалась как ремесленник. Сейчас в основном дарю. Здоровье не всегда позволяет работать «в режим».

– Расскажите о материалах и технике. Что вам ближе?

– Текстиль и чулочная техника. Использую капроновые колготки или нос-
ки, набиваю синтепоном, прошиваю, формирую нос, щеки, уши. Лицо как бы «вылепливается» стежком. Тело тоже тканевое. Все собираю аккуратно. Это медитативно: время будто останавливается.

– Есть что-то, что хочется попробовать дальше?

– Да. Хочу заняться холодным фарфором: лепить лица, может быть, и тела. Мечта – коллекция в костюмах XVIII – начала XIX века. Люблю исторические силуэты.

– Источники вдохновения. Откуда они? Книги, фильмы, прогулки?

– Я вдохновляюсь многим. Читаю разное, но в последнее время больше тянет к фэнтези: там такие яркие образы, персонажи, целые миры. Иногда смотришь и представляешь, какой могла бы быть кукла в этом стиле. Даже обычный мультфильм с племянниками иногда становится толчком: увидишь какого-то гномика или смешного героя, и сразу хочется попробовать повторить его в ткани, подарить ребенку. А еще природа. Она всегда подсказывает: цвета осени, зелень весны, мягкий свет в лесу. Даже фактура коры дерева или мха может стать идеей для нового образа. Все это складывается в голове. Потом я переношу эти впечатления в работу.

– Какая работа вас саму недавно особенно зацепила?

– Наверное, гномик. Я изначально не планировала его для кого-то конкретного, просто хотелось попробовать новые оттенки ткани. А в итоге получилось так, что цвета совпали с любимой расцветкой моей дочери. Когда я закончила, посмотрела на него и сразу поняла: он не может попасть ни к кому другому. Это ее гном. В нем будто отразилось все то тепло, которое я хотела вложить. Поэтому он остался дома.

– Как близкие относятся к вашему увлечению? Поддерживают?

– Конечно, поддерживают. Самый главный и самый строгий критик у меня – это моя дочь. Она всегда первая видит мои новые работы: еще даже не все детали доделаны, а она уже заглядывает, интересуется. Иногда просто радуется и говорит, что ей все нравится. А иногда может подсказать: «Мам, а если вот тут добавить, будет лучше». Я к ее мнению прислушиваюсь, ведь у нее свежий взгляд. Для меня важно, что она искренне разделяет мой интерес, не отмахивается, а наоборот, включается в процесс. Это очень вдохновляет и помогает продолжать.

– Когда вы создаете куклу, что важнее всего передать? Взгляд, характер, настроение?

– Душевное тепло. Чтобы человек смотрел и чувствовал умиротворение. Эстетика важна, но главное, какое чувство кукла приносит в дом.

– Бывает ли, что хочется все бросить?

– Нет, такого не случается. Наоборот. Каждый раз появляется любопытство: а что же я еще смогу придумать, как можно чуть иначе сложить ткань, какой новый образ попробовать. Рукоделие для меня не обязательная рутина, а маленькие открытия: иногда идея приходит внезапно, иногда долго зреет, но в любом случае процесс дает радость. Даже когда силы не те или здоровье подводит. Я сажусь за работу, и это как перезагрузка: мысли становятся тише, появляется порядок. И еще. Это связь с людьми. Когда видишь, как кукла находит дом, как она кому-то согревает взгляд, понимаешь, что бросать бессмысленно. Это не просто хобби, это путь. И хочется идти дальше.

И даже по телефону чувствуется: за этой историей стоит не просто рукоделие, а теплая связь матери и дочери.

– В этом году вы участвовали в Международном фестивале творчества инвалидов имени Игоря Лученка. Как узнали о фестивале? И как все прошло?

– Для меня это был первый опыт участия. Об этом конкурсе я узнала в Полоцкой организации Белорусского общества инвалидов. Председатель Валентина Геннадьевна Метлюк предложила подать работы. Я согласилась, хотя, признаюсь, сильно волновалась. Все-таки выставлять свои куклы на суд жюри – это ответственность. Но атмосфера оказалась удивительно доброй: жюри улыбались, видно было, что они с интересом рассматривают каждую работу. Участники тоже поддерживали друг друга. Чувствовалось, что мы не соперники, а единомышленники. Запомнились и некоторые работы других мастеров: очень разные, интересные, каждая со своим характером. Все вместе это создавало ощущение большого дружеского праздника. На фестивале в Витебске я стала лауреатом III степени. До этого участвовала еще в межрегио-
нальном фестивале «Поверь в себя» в Городке. Там тоже было много тепла, общения, искренности.

– Если можно, немного о здоровье. Как вы пришли к рукоделию, именно как к опоре?

– Диагноз: некросклероз обеих почек. Все произошло неожиданно: поступила в больницу с одной проблемой, а оказалось, почки почти отказали. С 2017 года был гемодиализ три раза в неделю. Это очень тяжело и физически, и морально. Ты привязан к месту. В декабре 2019 года мне сделали операцию. Стало легче. Свободы стало больше. Ограничения остаются, но жизнь вернулась. Рукоделие помогало не опускать руки.

– Что сильнее всего поддерживало?

– Прежде всего, внимание моей дочери. Она рядом всегда. И в самые трудные моменты именно ее поддержка для меня была решающей. Ее присутствие, ее забота, даже просто разговоры – все это давало силы не опускать руки. Бесспорно, помогали и близкие, и друзья, и коллеги. Их внимание тоже много значило. Но именно дочь стала для меня главной опорой, человеком, ради которого хотелось жить дальше и находить в себе силы. Ну и, конечно, рукоделие тоже помогало: работа над куклами успокаивала, возвращала в нормальное состояние.

Я улыбаюсь в трубку: в каждом таком рассказе есть человек-опора. Здесь это Диана.

– Если попробовать назвать качества, которые вы в себе цените и в других тоже?

– В себе, наверное, больше всего ценю стойкость. Я прошла через трудные периоды и понимаю, что без этого качества было бы гораздо тяжелее. Терпение тоже очень важно. Оно помогает спокойно переждать даже самые непростые моменты. А еще ответственность: если я что-то начинаю, то стараюсь довести до конца, даже если это требует сил и времени. В людях я прежде всего ценю доброту и отзывчивость. Когда человек готов выслушать, протянуть руку, поддержать, пусть даже в мелочи – это дорогого стоит.

– И напоследок: что бы вы сказали тем, кто столкнулся с похожими испытаниями?

– Я бы сказала, самое главное – не опускать руки. Даже если кажется, что все рушится и впереди нет света, нужно верить, что он появится. Важно найти свое дело. Пусть оно будет небольшим, но таким, которое будет приносить радость и ощущение смысла. Для меня это оказались куклы: они стали поддержкой, способом не застревать в боли, а двигаться дальше. И, конечно, нельзя недооценивать силу близких. Когда рядом есть те, кто поддерживает словом, делом или просто своим присутствием, справляться гораздо легче. Поэтому ищите свое занятие и держитесь за тех, кто любит вас. Это и есть та основа, которая помогает идти дальше. Шаг за шагом.

Мы молчим несколько секунд. Просто слушаем тишину в трубке. В эти несколько секунд кажется, что я держу в руках одну из ее кукол: легкую, тканевую, с аккуратно прошитым носом и улыбкой, которой достаточно, чтобы дома стало теплее.

Анастасия Прокопенко

Фото редакции газеты «Вместе!» и из архива Екатерины Орловой

 

Новости из жизни белорусов с инвалидностью в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.