Про организацию, которая создана для людей
«Частное производственно-сервисное унитарное предприятие «Спецавтомастер», осуществляющее деятельность по подготовке водителей транспортных средств категории «В», часто сталкивается с обращениями граждан с ограниченными физическими возможностями по вопросу их обучения управлению автомобилем. В городе Минске данную услугу не оказывает ни одна учебная организация, что, в первую очередь, связано с отсутствием специальных учебных автомобилей, имеющих отдельное ручное управление».
Это у нас будет присказка. А сказка, которая уже стала явью, следующая.
1.
В качестве зачина сказки используем вполне прозаическую цитату. Итак: «Учитывая особый социальный статус таких лиц… наша организация решила пойти им навстречу и ввести в эксплуатацию при осуществлении учебного процесса специальный автомобиль 2108, имеющий ручное управление…». Как видите, сплошная проза. Но если отвлечься, представить, что не можешь ходить, а вместо двух рук у тебя только одна, а еще при этом в гараже стоит машина, то… Эта проза весьма ласкает слух. Теперь предоставим слово заместителю директора «Спецавтомастера» Александру Геннадьевичу Павловскому:
— Наша автошкола существует не очень давно, около двух лет ей от роду. Должен сказать сразу, что кроме подготовки водителей мы переоборудуем машины, предназначенные специально для инвалидов. Кстати, оборудование такого автомобиля позволяет обучать людей с ограниченными возможностями по принципам «рука-рука», «рука-нога».
Дело в том, что ни одно предприятие, ни один завод в Минске не возьмется переоборудовать машину таким образом. Да им это просто не выгодно: малый объем работы, соответствующие прибыли. То есть, полное отсутствие прибылей. Каким-то образом инвалиды стали узнавать о «Спецавтомастере», начали звонить и делать заказы.
И предприятие бралось делать такую работу. Дальше – больше.
Не знаю, кто конкретно – директор ли предприятия Иван Владимирович Костюк, или кто-то из сотрудников пришел к простой мысли: а почему бы не готовить из людей с ограниченными возможностями водителей? Это выглядело вполне логично – если беретесь переоборудовать авто, то нужно, так сказать, готовить и кадры. Если хотите, закрытый цикл, который используют некоторые компании.
Между прочим, в ЧП знали, что в Минске никто не готовит водителей с ограниченными возможностями. Собственно, ближайшее место, где это делают – Вилейка, там есть лицей, где готовят таких водителей. По слухам, в лицее том всего один выпуск в год. Есть и еще одна автошкола, то ли в Кобрине, то ли в Пружанах. Хорошо, что такие места вообще есть. Плохо то, что их слишком мало. А теперь: вы живете, скажем, в Добруше и прослышали об одной из этих школ. Как вы доберетесь до Минска, Вилейки или Кобрина-Пружан? Это немыслимо…
Вот что еще интересно, что касается частного бизнеса. Когда инвалиды звонили относительно переделки авто, то попутно интересовались: возьмется ли школа готовить из таких людей водителей? На гос-предприятии просто ограничились бы простым и категоричным «нет». Приватные коммерсанты переадресовали этот вопрос себе. И постарались на него ответить. Положительно.
— Мы поэтому и решились на этот эксперимент. На это социально значимое дело, — продолжает Александр Геннадьевич. – Мы ведь прекрасно понимаем, что люди с ограниченными возможностями лишены очень многого. Так если есть способ предоставить им эту, одну из многих неиспользованных возможностей, то почему бы этого не сделать?
Честное слово, хоть я и человек со всеми возможностями (кстати, глубокое заблуждение), но мне очень нравится ход мыслей заместителя директора «Спецавтомастера». Они – человечные. Это все решает. Теперь я – союзник Ивана Костюка и Александра Павловского. Эх, если б все так думали…
2.
Профессиональную деятельность автор начинал еще в бытность К.У. Черненко, предпоследнего генсека ЦК КПСС. Тогда был принят такой нерушимый канон: любая речь, любое печатное произведение, любое интервью на ТВ начинались с «за здравие», а заканчивались «за упокой». Воленс-ноленс, канон сохраняю. Короче, поговорим о проблемах. Одним словом, обучать инвалидов всего в одном месте большого города – это проблема?
— Ну, естественно проблема, — сразу реагирует Александр Геннадьевич. – Вы ведь поднимались к нам по лестнице, так? А вам легко это было?
— Честно говоря, запыхался…
— А как же инвалиду-колясочнику? Мы уж пробовали договориться с теми, кто, собственно, есть владелец этого здания. Это такая организация, называется «БелЭЗ», она эксплуатирует это здание, соответственно, за все отвечает. Мы предлагали: ну, вот, у нас даже нет лифта, чтобы подняться на коляске на 4-й этаж. Конечно, есть грузовой лифт, он вроде работал, но теперь не работает. В общем, ни ответа, ни привета. Мы также обращались в республиканскую ассоциацию инвалидов-колясочников, в ОО «БелОИ». Наше предложение звучало так: вы подыскиваете помещение, где мы будем преподавать теорию, а практику мы своими силами организуем. Пока что вопрос не решился, мы понимаем, что найти помещение в г.Минске – большая проблема, прекрасно понимаем.
Заодно Александр Геннадьевич упомянул такую подробность, которую я не могу не привести. Скажем, инвалид-колясочник поднимается по необорудованной пандусом лестнице. Сам преподаватель предлагает помощь, а человек отказывается: во что бы то ни стало, но сам! Это есть, да. Если б меня спросили, с кем я пойду в разведку, я бы, наверное, выбрал инвалида. По крайней мере, он бы не предал. А это, думаю, главное. Ну а если серьезно, то проблемы с лестницами и помещением, к сожалению, не ограничиваются.
— Вы знаете, — продолжает заместитель директора, — к нам ведь звонят, обращаются очень многие люди из других мест Беларуси. И каждый вопрос завершается одним и тем же: как у вас с жильем? Многие готовы у нас учиться, но жить-то в Минске им негде. Поэтому один из вопросов, который мы хотели бы решить с ОО «БелОИ» — это вопрос с размещением приезжих. Но, прошу прощения, и для очень многих здоровых людей это проблема…
Александр Геннадьевич, хочу подчеркнуть, напомнил о Законе «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», принятый ВС РБ еще в 1991 году. Разумеется, после принятия возникало множество вопросов, которые в Законе не были прописаны. Скажем, обучение и размещение людей с ограниченными возможностями. С течением времени эти вопросы остро обозначились. Почему бы не внести дополнения, новые редакции некоторых пунктов и статей? Что называется, все в наших силах. Тем более, что сам основополагающий Закон об инвалидах принят и никто его отменять не собирается.
— Я хочу обратить внимание, — говорит Александр Геннадьевич, — что в законодательстве нет многих нужных моментов. Ну, вот хотя бы. Мы должны обучать людей с ограниченными возможностями на авто с ручной коробкой передач. Но ведь автоматическая коробка удобней! Одно нажатие на педаль – и вы переключили скорость. Да, я понимаю, что в 1991 году иномарки были большой редкостью. Но теперь то проще найти какой-нибудь «опель», у которого автоматическая коробка передач, чем «жигули» с ручной!…
Логично. Но непонятно, почему наши депутаты, которых мы сами и избирали, не подумают о таких, казалось бы, мелочах? Впрочем, для людей с ограниченными возможностями мелочей в принципе не бывает. Тут неплохо вспомнить древнюю поговорку: что русскому хорошо, то немцу смерть. Но ведь наши инвалиды – они наши, а не ничьи другие…
3.
Дальше возникает палка о двух концах, которая в нашей жизни возникает с постоянством восхода Солнца и Луны. Имею в виду оплату. По-моему, уже ни для кого не секрет, что научиться водить машину (хотя бы до первого столба) стоит денег, по нашим временам – приличных. Так вот, автошкола ЧП «Спецавтомастер» не может позволить себе благотворительности.
Если человек с ограниченными возможностями обучается на общих основаниях, то за курс он платит 1 млн. 780 тыс. рублей, если на более льготных условиях, то 1 млн. 650 тыс. Вот здесь инвалид поставлен в равные условия с другими. Чему он вряд ли рад, т.к. получает фиксированную и не очень большую пенсию. Самое смешное, что автошкола здесь абсолютно ни при чем. Наоборот, она должна платить инструктору, который обучает инвалида, больше. Потому что процесс обучения сложнее. Больше того, руководство школы должно обсуждать вопрос: а не повысить ли оплату для людей с ограниченными возможностями? Но почему доходить до крайности? Только в том случае, если тебя до этой крайности доводят.
Автошкола с большим бы удовольствием приобрела и переделала обычный автомобиль для подготовки водителей-инвалидов. Но ей это невыгодно! Специально ставлю восклицательный знак, потому что действительно невыгодно. Никаких налоговых или каких-то других льгот школа не имеет. Хотя водителей-инвалидов все-таки обучает. Все дело в том, что если бы они были здесь рабочими, то налоговые льготы были бы автоматически. А так – нет. Не положено-с. Об это «не положено» разбиваются все благие намерения. Как тут не вспомнишь, что благими намерениями устлана дорога в ад…
Об этом же вспоминаешь, когда заместитель директора высказывается о платежах школы. Например, за ноябрь 2009 г. автошкола платила за 2 Ггкал тепла, за тот же ноябрь 2010 – 6 Ггкал, за ноябрь 2011 –го – уже 14! При этом, потребление тепла, как таковое, увеличиться не могло, арендуемые площади также, но количество потребляемого тепла все-таки увеличилось.
— Такое впечатление складывается, — задумчиво размышляет Александр Геннадьевич, — что частные структуры намеренно вытесняют… Получается, что мы за прошедшее время потребили тепла в 7 раз больше. Это возможно как-то обосновать?
Я тоже думаю, что нельзя никак. Тем более нельзя всю эту фантасмагорию обосновать, зная, что автошкола себе в убыток продолжает обучать водителей с ограниченными, подчеркну, физическими возможностями. Казалось бы, закон на их стороне, но, во-первых, он нуждается в дополнениях, во-вторых, мягко говоря, трактуется немножко вольно… Но – оставим плохое, преходящее. Ведь до Нового года осталось всего ничего. Лучше всего загадать желание, ну и немножко подождать, когда оно наконец исполнится.
— Я хочу поздравить всех людей с ограниченными возможностями от себя лично и от имени всего руководства «Спецавтомастера» с наступающим Новым годом и пожелать всех благ! – так завершил нашу встречу Александр Павловский.
К чему и автор искренне присоединяется.
Сергей ШЕВЦОВ
На снимке: заместитель директора ЧП «Спецавтомастер» Александр Павловский
Фото автора
Комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.