Они могут слышать бордюры, а хотят – аплодисменты. В Гомеле незрячие актеры попали на сцену

Поддержи

Рубрика : Культура.

Первый и единственный в Беларуси атмосферный гомельский «Тим театр» знают по смелым экспериментам. Завязать зрителям глаза или попросить их подержать свечку над влюбленными героями пьесы – вполне себе идеи для спектакля-погружения или спектакля-присутствия. Сейчас здесь снова экспериментируют – на сцену готовятся выйти незрячие актеры. Журналисты «Белки» побыли на репетиции нового спектакля.

«Слава Богу, у нас есть свой дом»

Слева – фиолетовые динозавры, справа – кучерявые принцессы. Пока идем по просторному холлу с бетонными стенами, успеваем рассмотреть рисунки юных художников – участников новогоднего инклюзивного бала. Со многими из них директор-художественный руководитель «Тим театра» Андрей Бордухаев-Орел знаком лично. В репертуаре необычного театра – 30% спектаклей созданы и адаптированы для слабовидящих и незрячих детей.

– А теперь по лестнице на третий этаж, – вздыхает Андрей и сразу предупреждает. – Жаловаться на условия не буду. Слава богу, у нас есть свой дом (театр третий год обитает во Дворце культуры «Белицкий» – прим. авт.). Как добраться до наших куличек, постоянные зрители знают, а новичкам всегда поможем.

Кабинет директора больше напоминает мастерскую. На стене аккуратно развешены строительные инструменты, пахнет древесиной и краской. Оказывается, реквизит для своих спектаклей артисты делают сами. На то, что мы в театре, указывают яркие афиши в рамах. Правда, на последней красуется совсем не актуальная дата – 29 марта.

– До премьеры спектакля «Однажды на радио» оставалось пять репетиций. Из-за пандемии коронавируса постановку отменили, – объясняет Андрей.

От худрука узнаем, что в новом спектакле задействованы четыре незрячих актера, которые играют самих себя. События развиваются в радийной студии, куда герои пришли записать «Сказ про Федота-стрельца».

Сегодня на репетиции ожидаем двух актеров. Пока же Андрей рассказывает, как театр переживает коронавирус.

Директор-художественный руководитель «Тим театра» Андрей Бордухаев-Орел

– Мы серьезно застряли с этой пандемией. Собирались в тур по Беларуси со спектаклем «Айболит» для слабовидящих и незрячих детей – пришлось отменить. Планировали провести второй инклюзивный бал – снова мимо. Работали до самого критического момента, а затем, как и многие театры, перешли в онлайн. Проводим курс театральных тренингов, читаем для детей сказки по телефону. Конечно, благодаря интернету о нас узнало больше людей, но нам очень нужен зритель в зале…

– Энергетика?

– Атмосфера. Во время спектакля обычным зрителям закрываем глаза, и на первый план выходят тактильные ощущения, звуки и запахи. Они слышат и чувствуют, как падает снег, дует ветер, горит свеча и сами рисуют в своей голове картину происходящего…

Шум в соседнем помещении подсказывает, что актеры уже на месте и готовы работать. Режиссер выходит к ним и обозначает мизансцену. Под театральным светом стоят Дмитрий Геращенко с баяном и Наталья Кравченко в венке. С галёрки наблюдаем, как Андрей общается с актерами.

«Это надо чувствовать»

Это теперь Наталья уверенно и с выражением читает реплики, а Дмитрий всегда уместно растягивает меха. Полгода назад было по-другому.

– Самым сложным для меня было отработать жестикуляцию, – вспоминает первые репетиции Наташа. – Окружающие подсказывали, куда рукой махнуть, чтобы соседу в глаз не зарядить. А что? У меня был такой случай…

– Тексты пришлось вызубрить, подсмотреть-то некуда, – улыбается Дмитрий и перечисляет удобные для этого способы. – Читали культовую сказку на компьютере с помощью скринридера, слушали аудиозапись профессиональных актеров, некоторые части переводили через онлайн-конвертер Брайля.

Наталья Кравченко

В творческий коллектив «Тим театра» Наталья и Дмитрий попали из зрительного зала.

– Мы раньше бывали в театрах, но с большего ничего не понимали. А тут все стало на свои места. Сидели в зале, слушали актеров и «видели» все, что они делали. Это не передать словами, это надо чувствовать…

– А однажды руководство «Тим тетра» позвало нас на спектакль «Призраки» и попросило проконсультировать. Представляете, для нас двоих показывали целый спектакль., – подхватывает партнершу Дмитрий. –  Они хотели проверить наши ощущения через звук, систему вентиляции, дым, ароматизацию. Все время спрашивали, как мы воспринимаем тот или иной эффект. Ну а когда предложили сыграть в «Федоте», конечно, мы согласились. Это же опыт.

– Спрашивать надо всегда, – зацепилась за тему Наталья. – И в случае с безбарьерной средой тоже. Среди незрячих много неравнодушных людей, они хотят быть полезными городу и обществу. Всегда говорим властям – зовите нас оценить обстановку на месте. Мы подскажем, что лучше: повесить речевой информатор, положить тактильную плитку или сделать направляющие.

Дмитрий Геращенко

«Дядя ищет клад?»

На весь зал раздается звонкий голос актрисы: «Да за энтого посла даже я бы не пошла, так и зыркает подлюка, чтобы стибрить со стола!»

В спектакле Наталья играет сварливую няньку, что совсем не свойственно для нее в жизни. Дома она ласковая жена и заботливая мать двух дочерей. С будущим супругом познакомилась в гродненской школе-интернате. Он тоже незрячий, но так как у обоих заболевание приобретенное, девочки родились здоровыми.

Часто знакомые Натальи недоумевают, как молодые супруги справляются с бытом. Говорит, доходит до смешного – спрашивают, как слепые чистят картошку. Наталья в ответ всегда улыбается и объясняет, что все происходит машинально.

– Но бывают и обидные вопросы, например, как вам доверили детей растить. Я раньше остро реагировала, а теперь не обращаю внимание, – признается актриса во время перерыва.

У Натальи есть отличный помощник – Сандра. Взяли её в квартиру щенком, а соседка-кинолог помогла воспитать реабилитолога. Это больше, чем поводырь. Собака показывает бордюр, скамейку, остановку, помогает зайти в автобус.

– Еще ж умудряется найти мне свободное место, а сама прячется под сиденье, чтобы не мешать другим пассажирам, – смеется Наталья. – Когда гуляем на детской площадке, по направлению носа Сандры понимаю, где мои девочки.

Наташа потеряла зрение в младенчестве, понимать мир без помощи глаз научилась рано. Успела окончить университет, создать семью, работать копирайтером и внештатным журналистом в нескольких изданиях: «Я вспоминаю, что не вижу, когда у меня об этом спрашивают».

У Димы заболевание генетическое, он единственный из пятерых детей в семье родился слепым. Но в деревне, где он рос, послаблений не было – наравне со всеми косил траву, кормил телят, доил корову. Это ему помогло жить полноценно. Сейчас в областной организации Белорусского товарищества инвалидов по зрению Дмитрий помогает другим незрячим приноровиться к новой жизни. Он инструктор по реабилитации:

– Некоторые люди с особенностями боятся выйти из четырех стен. Но страшно сделать первый шаг, а дальше будет легко. Мы, незрячие, ведь даже бордюры можем слышать. Да, эхолокация как у дельфинов. Главное, не выключать внимательность. Да и окружающие нас хорошо видят, иногда от них даже слишком много внимания. Как-то шел с тростью, а маленький мальчик спрашивает маму: «Дядя в городе клад ищет»?

– И у тебя про клад было? Надо же, я тоже часто слышу этот вопрос, – смеется Наталья.

Занавес

Софиты потухли. Стол, баян, венок вместе с другим реквизитом перемещаются в гримерку. После репетиции Андрей внимательно осматривает зал – закрыты ли окна, не осталось ли чего под сиденьями. Минуя лестничные пролеты, болтаем:

– Как вам?

– Они отлично справляются. А вы у них чему-нибудь научились?

– О-о-о, – затягивает Андрей, – мне бы четверть от их уверенности в себе, я был бы самым счастливым человеком…

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.