Инклюзивный бизнес – бизнес для всех

Поддержи

«Участие бизнеса в решении проблемы бедности. Как инклюзивные модели ведения бизнеса создают возможности повышения жизненного уровня для жителей развивающихся стран Европы и Центральной Азии». Так назывался региональный доклад Программы развития ООН, презентация которого состоялась в Национальном пресс-центре Беларуси.

В его презентации приняли участие: представитель ООН/ПРООН в Республике Беларусь Антониус Брук, координатор экономических проектов ПРООН Людмила Истомина, директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь Александр Лихачевский, генеральный директор СООО «Мобильные ТелеСистемы» Владимир Карпович, директор Центра системных бизнес-технологий «Сатио», член координационного совета сети Глобального договора в Беларуси Жанна Гринюк.

Инклюзивные модели бизнеса. Что это такое? Если высказаться популярней, то это такая форма деловой активности, которая позволяет улучшить свое благосостояние малообеспеченным слоям общества, как за счет вовлечения их в трудовую деятельность, так и путем потребления более дешевых продуктов этой деятельности.

Представленный в Национальном пресс-центре документ – это первый доклад Программы развития ООН, в котором говорится о том, каким образом концепция инклюзивных бизнес-моделей применима к региону Европы и Центральной Азии.

Он составлен на основании проведенных в 19 странах региона, в том числе и Беларуси, тематических исследований, содержащих конкретные примеры прибыльного ведения бизнеса, благотворно сказавшиеся как на повышении уровня жизни определенных групп населения, так и на окружающей среде.

Представляя доклад, Антониус Брук рассказал о том, что инклюзивные, или активные модели бизнеса, в настоящее время являются реальностью, и что наиболее успешные из них реализованы и действуют в отдельных регионах Европы и Центральной Азии. Подготовлен он был в рамках инициативы ООН. Данная инициатива содействует развитию частного бизнеса, защите и продвижению его интересов, созданию партнерства и совместных действий, поиску социальных и стратегических инвестиций. В проекте принимает участие около 8 тысяч частных компаний более чем из 130 стран мира. В 2006 году к Глобальному договору присоединилась еще одна группа компаний. И сейчас в базе данных инициативы находятся 74 участника, действующих в зоне социальной ответственности.

В докладе говорится о возможностях и задачах, которые стоят на пути развития моделей инклюзивного бизнеса в странах с переходной экономикой. Кроме того, в данном документе приводятся стратегии и решения, которые использовались успешными компаниями, а также те положительные моменты, которые эти модели могут принести как для отдельных людей, так и для всей планеты в целом.

Как один из таких успешных примеров в Беларуси, господин Антониус Брук привел инициативу одного из крупнейших провайдеров, компании «Мобильные ТелеСистемы», или МТС.

Я имею в виду партнерский проект по продвижению телемедицины в отдаленные районы страны, – сказал Антониус Брук. – Он открывает новую страницу в использовании мобильных технологий для повышения качества и обеспечения оперативности в оказании медицинских услуг. Это и делается в Беларуси. Данный опыт применим и в иных  странах, как, например, в Бразилии, где эти технологии могут обеспечить доступ коренного населения к медицинской информации. Это, к примеру, может быть график проведения вакцинации или мероприятий по охране материнства.

Далее Антониус Брук заметил, что отчет станет хорошим инструментом для продвижения интересов частного бизнеса, правительства, организаций гражданского общества и других участников развития. Информация будет способствовать их совместной работе с целью повышения жизненного уровня как в Республике Беларусь, так и в других странах СНГ и Европы…

В свою очередь, член Координационного совета сети Глобального договора в Беларуси Жанна Гринюк пояснила, что под инклюзивностью понимается включение малообеспеченных семей на разных этапах функционирования бизнес-схемы в ее цепочку. В рыночных условиях предприятия ориентируются в основном на прибыль, заметила Жанна Гринюк.

Не предполагают отказа от этого главного экономического стимула и инклюзивные модели бизнеса. Но главное здесь все же — включение в производственный механизм как можно большего количества людей, увеличение занятости, расширение каналов поставок сырья и использование иных форм работы для успешности этого процесса. Все это обогащает бизнес в широком смысле этого слова.

В настоящее время инклюзивные бизнес-модели получили широкое распространение во всем мире. Исключение составляют только страны Европы и Центральной Азии. В связи с чем, для успешного вовлечения их в этот процесс, в докладе в деталях приводятся многочисленные примеры успешных бизнес-моделей. И, в частности, делается ударение на то, что это не пример благотворительности, не пиар-акции компаний, не разовые действия, а реальные коммерческие схемы с надежной финансовой устойчивостью.

Конкретный пример – австралийская компания «Марап», производящая органические продовольственные продукты на основе импортируемого из Узбекистана сырья. Свою сырьевую базу она расширила за счет посадки 150 тысяч фруктовых и ореховых деревьев в самых климатически неблагоприятных районах этой страны. Для данных целей помогла оформить в длительную аренду земли мелким производителям. И теперь закупает для своих предприятий выращенное этими фермерами сырье. Таким образом, 500 малообеспеченных семей проблемного региона были вовлечены в производственный процесс.

А вот еще более показательный пример украинской компании «Витмарк», – продолжила Жанна Гринюк. – Малообеспеченные граждане Украины до недавнего времени не могли позволить себе покупку натуральных соков в связи с их высокой стоимостью. Им приходилось заменять их более дешевыми нектарами с большим содержанием сахара.

На помощь пришел  «Витмарк». Он открыл в трех провинциальных городах Украины фабрики по производству соков. К работе на предприятиях были привлечены местные жители. Таким образом, были созданы две с половиной тысячи новых рабочих мест.

Помимо этого компания закупает сырье у местных жителей, обеспечивая занятость еще значительного количества человек. Заработная плата на предприятиях «Витмарк» на треть выше, чем в данном регионе. Более того, фермеры регулярно проходят бесплатное обучение с целью повышения качества выращиваемого ими сырья. Для того, чтобы расширить круг потребителей своей продукции, «Витмарк» снизил на нее цены.

Это удалось сделать за счет уменьшения расходов на оформление упаковки, на маркетинг и рекламу, так как в этом отпала необходимость. Лучшей рекламой стала цена соков. При этом доходы компании выросли и составляют на данное время десятки миллионов евро. Ко всему прочему, расширился и рынок сбыта – с 7 до 30 процентов.

Все это — хороший пример того, как можно получать высокую прибыль, работая с малоимущими слоями населения, и очень интересно для мелких и средних предпринимателей Беларуси.

Если говорить о людях, вовлеченных в инклюзивный бизнес, то они получают возможность повышать свои реальные доходы, а значит, и расширять доступ к различным товарам и услугам, профессиональным знаниям, повышая свою квалификацию. Она же, в свою очередь, способствует производительности труда, а в конечном итоге — и повышению уровня их жизни. Но главное здесь то, что подобная схема возможна для национальных меньшинств, эмигрантов, инвалидов и других уязвимых групп населения.

Чем еще интересен доклад, так это тем, что он отвечает на самые насущные вопросы, встающие перед теми, кто решился включиться в процесс инклюзивного бизнеса, заметила Жанна Гринюк.

Кроме того, в нем выделены основные препятствия, с которыми сталкивается подобный бизнес и показаны пути преодоления этих барьеров. В отчете также есть подробные рекомендации для всех потенциальных партнеров, решивших создавать инклюзивные бизнес-модели. И что  немаловажно, так это примеры того, что в данном деле заинтересована не только одна какая-то сторона.

Порой инициатором в этом деле выступает не бизнес, а государственные, общественные и международные организации. И здесь очень важно для инициирующей стороны построить частно-государственное партнерство при создании инклюзивной модели бизнеса, в которой будут учтены потребности и возможности малоимущей части населения.

Мы надеемся, что презентация доклада даст пищу для размышлений нашим потенциальным партнерам. Они могут воспользоваться имеющейся в докладе большой базой примеров не только из нашего региона, но и всего мира. А также найти выходные данные 140 институтов, которые могут поддержать любую бизнес-модель, в том числе и из Беларуси.

Но главное, прежде чем браться за дело, надо хорошо продумать весь его процесс, какие преимущества этот бизнес принесет его создателям и тем, кто будет в него вовлечен. После этого можно собирать необходимую информацию, искать поддержку и строить партнерские отношения для реализации задуманного, закончила Жанна Гринюк.

Ознакомиться с полной версией доклада можно на сайте www.growinginclusivemarkets.org

Александр ДЫНИКОВ
Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.