Госстандарт рекомендует посоветоваться с Интернетом

Поддержи

http://www.edinayastrana.ru

Продолжаем публиковать серию материалов о работе заседания Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов, которое состоялось в конце прошлого месяца под председательством Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Анатолия Тозика.

С информацией о доступности общественного пассажирского транспорта для инвалидов, которая в ходе заседания была озвучена первым заместителем Министра транспорта и коммуникаций Владимиром Ивановичем Дервенковым, мы познакомили вас в прошлом номере газеты.

После обсуждения данного вопроса членами Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов, представителями республиканских органов государственного управления и иных организаций были даны конкретные поручения.

1.2. Минтрансу:

1.2.1. совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом и другими заинтересованными продолжить создание безбарьерной среды на объектах транспортной инфраструктуры (аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, автостанции, станции метрополитена), не вошедших в Государственную программу по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 – 2015 годы, обеспечив действенное взаимодействие с общественными объединениями инвалидов, принятие конкретных решений на основе их предложений;

1.2.2. разработать и утвердить до 1 января 2013 г. стандарты (рег-ламент) качества обслуживания пассажиров с ограниченными физическими возможностями;

1.2.3. совместно с Минпромом, Госстандартом, ОО ”БелОИ“, ОО ”БелОГ“, ОО ”БелТИЗ“ и ОО ”РАИК“ до 1 июня 2013 г. разработать и утвердить соответствующий стандарт транспортного средства (автобус, троллейбус, трамвай, железнодорожный вагон) в целях обеспечения требований доступности для инвалидов различных категорий.

Совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом принять меры по исключению закупок транспортных средств, не соответствующих данному стандарту.

1.3. Облисполкомам, Минскому горисполкому:

1.3.1. осуществлять покрытие посадочной зоны на остановках общественного пассажирского транспорта, включая площадки перед эскалаторами Минского метрополитена, рифлеными материалами с противоскользящими свойствами, контрастными по структуре и цвету;

1.3.2. совместно с Минтрансом и ОО ”РАИК“ организовать регулярные курсы по обучению работников транспорта корректному и безопасному оказанию услуг инвалидам;

1.3.3. до 1 декабря 2012 г. рассмотреть вопрос и подготовить предложения по повышению эффективности и целевому предоставлению инвалидам транспортных услуг ”Социальное такси“, в том числе целесообразности их оказания на условиях частичной оплаты.

1.4. ОО ”БелТИЗ“ до 1 октября 2012 г. направить для внедрения в адрес отечественных производителей подвижного состава (автобусов, троллейбусов, трамваев) предложения по оборудованию транспортных средств наружными элементами оповещения (о номере и маршруте движения транспорта), а также автобусов международных и пригородных сообщений табличками с номерами мест, выполненные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля на задней спинке сидения.

1.5. Брестскому облисполкому обеспечить во втором полугодии 2012 г. оборудование речевыми электронными информаторами, активируемыми с помощью пульта дистанционного управления, общественного пассажирского транспорта и остановочных пунктов в г. Бресте в рамках реализации пилотного проекта, предусмотренного пунктом 35 мероприятий Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011 – 2015 годы.

1.6. РУП ”Национальный аэропорт Минск“ до 1 октября 2012 г. обеспечить оборудование туалетных комнат в здании аэропорта с учетом потребностей инвалидов.

 

1.7. КУП ”Минский метрополитен“ в целях улучшения обслуживания инвалидов с нарушением слуха изучить опыт Московского метрополитена по оснащению вагонов поездов электронной визуальной схемой движения и до 1 декабря 2012 г. выработать конкретные предложения о возможности применения подобного опыта в г. Минске.

1.8. Белорусской железной дороге совместно с Минпромом до 1 декабря 2012 г. изучить возможность оборудования центральных железнодорожных вокзалов г.Минска и областных центров специальными подъемными устройствами для посадки (высадки) инвалидов-колясочников в поезда, не имеющие в своем составе специально оборудованных вагонов.

1.9. Государственному предприятию ”Минсктранс“ совместно с ОО ”РАИК“ и ОО ”БелОИ“ до 1 февраля 2013 г. изучить вопрос о перевозке инвалидов-колясочников общественным пассажирским транспортом и внести предложения по совершенствованию этой работы.

 

О развитии промышленной кооперации с предприятиями общественных объединений инвалидов

С докладом по данному вопросу выступил исполняющий обязанности начальника главного управления инновационной и инвестиционной деятельности Министерства промышленности Валерий Маркович Фишман.

Он отметил, что в прошлом году 29 подведомственных организаций Минпрома осуществляли взаимовыгодное сотрудничество с 14 предприятиями ОО «БелТИЗ», ОО «БелОИ», ОО «БелОГ» на сумму 123 161,7 млн рублей. В том числе, предприятие ОО «БелОИ» УП «Барановичский комбинат надомного труда» для ЗАО «Атлант» изготовил и поставил пластмассовых изделий за прошлый год на 533,3 млн руб. И в этом году, говорится в докладе, учитывая высокую социальную значимость, которую имеют предприятия общественных объединений инвалидов, обеспечивая рабочими местами людей с ограничениями, планируется продолжить работу по промышленной кооперации. Так, в настоящее время дано поручение подведомственным организациям Минпрома при постановке на производство новой продукции проанализировать существующие и намечаемые простые сборочные операции с целью передачи их предприятиям общественных объединений. Кроме этого, прорабатывается вопрос дальнейшего сотрудничества Минпрома с организациями ОО «БелОИ» по производству швейной продукции, металлоизделий и конструкций из металла, изделий деревообработки.

После обсуждения данного вопроса были даны конкретные поручения заинтересованным.

2.2. Минпрому совместно с ОО ”БелТИЗ“, ОО ”БелОГ“, ОО ”Бел-ОИ“, другими заинтересованными:

2.2.1. обеспечивать дальнейшее расширение и развитие промышленной кооперации (с учетом экономической эффективности производства и социальной значимости предприятий общественных объединений инвалидов);

2.2.2. рассмотреть вопрос об установлении отпускных цен (применении скидок) на продукцию, приобретаемую предприятиями общественных объединений инвалидов для использования в собственном производстве, на уровне цен, установленных для предприятий, подчиненных Минпрому;

2.2.3. провести анализ существующих и намечаемых при постановке на производство новой продукции сборочных операций с целью передачи их предприятиям общественных объединений инвалидов;

2.2.4. принять до 1 октября 2012 г.

решение об использовании в основном производстве организаций Минпрома продукции, выпускаемой предприятиями общественных объединений инвалидов;

2.2.5. рекомендовать руководителям предприятий (всех форм собственности) не включать в производственные планы освоение продукции, традиционно выпускаемой предприятиями общественных объединений инвалидов.

2.3. ОО ”БелТИЗ“, ОО ”БелОИ“ и ОО ”БелОГ“ до 1 сентября 2012 г. представить в Минпром перечни предприятий и каталоги выпускаемой ими продукции.

2.4. Минпрому обеспечить снижение себестоимости и повышение качества комплектующих, сырья и материалов, поставляемых РУП ”БПОВЦ“ для производства технических средств социальной реабилитации.

2.5. РУП ”БПОВЦ“:

2.5.1. рассмотреть возможность кооперации с предприятиями общественных объединений инвалидов в целях изготовления технических средств социальной реабилитации;

2.5.2. обеспечить повышение качества выпускаемых инвалидных кресел-колясок за счет кооперации с организациями Минпрома (ОАО ММЗ имени С.И.Вавилова – управляющая компания холдинга ”БелОМО“, ОАО ”Завод средств комплексной автоматизации“, ОАО ”Минский моторный завод“, ОАО ”Осиповичский завод автомобильных агрегатов“, ОАО ”Минский автомобильный завод“, ЧПУП ”Завод электроники и бытовой техники Горизонт“, РУП ”Минский тракторный завод“);

2.5.3. привлекать ОО ”БелОИ“ и ОО ”РАИК“ к разработке, модернизации и опытным испытаниям инвалидных кресел-колясок и других средств реабилитации;

2.5.4. принять дополнительные меры по производству современных (облегченных, мобильных) инвалидных колясок и протезов.

2.6. РУП ”Приборостроительный завод ”ОПТРОН“ НАН Беларуси доработать с учетом лучших мировых аналогов электропривод ”ПДС-1“ для оснащения им инвалидных кресел-колясок, выпускаемых РУП ”БПОВЦ“.

2.7. Минэкономики совместно с Минпромом, МИД, общественными объединениями инвалидов, другими заинтересованными создать межведомственную рабочую группу для выработки предложений по повышению конкурентоспособности предприятий инвалидов в условиях ЕЭП (и перспективой вхождения в ВТО), внести конкретные предложения в Совет Министров Республики Беларусь не позднее 30 ноября 2012 г.

 

О ходе выполнения пунктов 1 и 5 мероприятий Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы (корректировка нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безбарьерной среды в Республике Беларусь и создание соответствующего электронного методического пособия)

В аналитической записке-справке, подготовленной заместителем Министра архитектуры и строительства Дмитрием Игоревичем Семенкевичем, говорится, что из Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь поступили предложения в Минстройархитектуры о внесении изменений в действующие технические нормативные правовые акты в части создания безбарьерной среды. В частности, в письме указано, что действующими нормативными актами уделяется особое внимание обеспечению доступа маломобильных групп населения при посещении ими зданий общественного назначения, медицинских учреждений и объектов обслуживания. Однако, говорится в письме, до настоящего времени остаётся актуальным внесение изменений в проекты жилых домов и соответствующие технические нормативно-правовые акты. Так, например, требования СТБ 2030-2010 «Среда обитания для физически ослабленных лиц. Основные положения» (разработан РУП «Стройтехнорм») не распространяются на разработку нормативной базы и проектирование объектов, не доступных для физически ослабленных лиц, а также на отдельные квартиры в многоквартирных жилых домах, на отдельные блок-квартиры в блокированных жилых домах, на одноквартирные жилые дома, жилые ячейки общежитий, номера гостиниц, не предназначенные непосредственно для проживания физически ослабленных лиц или для домохозяйств с такими лицами. Это позволяет в заданиях на проектирование по объектам указывать на отсутствие необходимости разработки среды обитания для физически ослабленных лиц. К тому же, говорится далее в этом письме, приложение Д данного нормативного документа рекомендует устанавливать загрузочный клапан мусоропровода в жилых домах, где проживают физически ослабленные лица, на предусмотренной нормами высоте над уровнем пола. Но данный документ не регламентирует расположение клапана в уровне пола этажа, что позволяет проектировщику размещать данное оборудование между этажами. При этом условия СНБ 3.02.04.-96 «Жилые здания» требуют располагать клапан мусоропровода в уровне жилого этажа на высоте 0,75 м от пола.

В связи с этим, Минстройархитектуры считает необходимым устранить несоответствия в различных технических правовых актах, а также разработать общие условия проектирования (в особенности жилых домов), позволяющие создавать универсальную среду обитания, учитывающую условия жизни различных групп населения.

Что касается пункта 1 мероприятий Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы, надлежит создать в 2012 году электронное пособие, которое будет содержать технические и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы создания безбарьерной среды и разместить его на информационных ресурсах сети Интернет, обеспечив постоянную актуализацию.

В итоге, в ходе рассмотрения данного вопроса было решено:

3.3. Минстройархитектуры совместно:

3.3.1. с другими заинтересованными до 1 декабря 2012 г. устранить несоответствия в различных технических нормативных правовых актах, а также разработать общие условия проектирования (особенно жилых домов), позволяющие создавать универсальную среду обитания, учитывающую условия жизнедеятельности различных групп населения;

3.3.2. с Госстандартом и общественными объединениями инвалидов, другими заинтересованными до 1 декабря 2012 г. создать электронное методическое пособие, содержащее технические и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы создания безбарьерной среды, и разместить его на информационных ресурсах сети Интернет, обеспечив постоянную актуализацию

Об организации медицинской реабилитации пациентов и инвалидов, в том числе с онкологической патологией

С докладом поданному вопросу выступил первый заместитель Министра здравоохранения Дмитрий Леонидович Пиневич.

Он сообщил, что по состоянию на 31.12.2011 г. в государственных организациях здравоохранения республики функционирует 325 отделений медицинской реабилитации.

На республиканском уровне проведение реабилитационных мероприятий осуществляется в организациях здравоохранения:

1. ГУ «Республиканская клиническая больница медицинской реабилитации» (п.Аксаковщина, 435 коек);

2. ГУ «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации» (п.Городище, 80 коек);

3. ГУ «Республиканская детская больница медицинской реабилитации» (п.Острошицкий Городок, 180 коек);

4. ГУ «Республиканский детский пульмонологический центр медицинской реабилитации» (п.Боровое, 180 коек);

5. ГУ «Республиканский центр медицинской реабилитации ветеранов и инвалидов боевых действий на территории других государств» (г.Витебск, 100 коек);

6. ГУ «Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения» (амбулаторно-поликлинический, г.Минск);

7. ГУ «Республиканская больница спелеолечения».

В последние годы, отметил докладчик, основной акцент по развитию сети организаций, оказывающих медицинскую реабилитацию, сделан на создание областных больниц (центров) медицинской реабилитации.

Укомплектованность штатных должностей врачами-реабилитологами на начало 2012 года составила в целом по республике 92,7%.

Говоря об эффективности медицинской реабилитации, было отмечено, что за 12 месяцев прошлого года в отделения медицинской реабилитации поступило 1 912 168 человек. Из них 165 718 инвалидов (8,7%).

После проведения реабилитационных мероприятий с заполнением ИПР пациента полное восстановление ограничений жизнедеятельности отмечалось у 22,1% лиц; значительное улучшение (восстановление ограничений жизнедеятельности на 1-2 функциональных класса) регистрировалось в 32,7 % случаев; незначительное улучшение – 34,2%; отсутствовало восстановление – в 9,2%. Ухудшение наступило в 1,8% случаев.

Организация медицинской реабилитации пациентов с онкологической патологией

Актуальность развития реабилитационных услуг пациентам онкологического профиля, констатировал первый заместитель Министра здравоохранения Дмитрий Леонидович Пиневич, обусловлена, с одной стороны, ростом онкологической заболеваемости, с другой стороны, повышением технологически противоопухолевого лечения.

В регионах специально выделенных стационарных и амбулаторно-поликлинических отделений для медицинской реабилитации онкологических пациентов нет. Пациенты направляются для проведения реабилитации на республиканский уровень (ГУ «РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации» (далее – РНПЦМЭиР), либо проходят курсы восстановительных мероприятий на базе онкологических диспансеров, а на амбулаторном этапе – в территориальных поликлиниках.

В РНПЦМЭиР в 2011 году курс медицинской реабилитации прошло 1458 пациентов с онкологической патологией. В основном, это женщины с раком молочной железы (36,3%) и половых органов (5,6%), пациенты после оперативного лечения опухолей щитовидной железы (28,7%) и желудочно-кишечного тракта (13,4%). При этом, отметил докладчик, на повторные курсы реабилитации было направлено 22,6% пациентов.

Среди общего числа онкологических пациентов, закончивших медицинскую реабилитацию в 2011 году (1458 чел.), значительное улучшение зарегистрировано в 3,3 случаев (48 пациентов), незначительное улучшение – в 96,3% случаев (1404 пациента). Отсутствовало улучшение в 0,4% случаев (6 пациентов).

Вместе с тем, сообщил докладчик, имеются проблемы.

В 2011 году в организациях онкологической сети республики радикально пролечено 35184 пациента, из них первично – 24 923. По данным регионов, мероприятия медицинской реабилитации в амбулаторных условиях получили 9481 пациент. В стационарных условиях на базе РНПЦМЭиР курс медицинской реабилитации прошло 1458 пациентов.

По мнению онкологов, в медицинской реабилитации нуждаются пациенты после радикального лечения большинства локализаций злокачественных новообразований, кроме рака кожи и меланомы. Число таких пациентов составляет около 17 000 человек в год, из них нуждающихся в стационарной медицинской реабилитации – 7000-7500 пациентов.

Следовательно, подытожил, Дмитрий Пиневич, для обеспечения реабилитационными мероприятиями в стационарных условиях необходимо по республике около 400 коек. На сегодняшний день в республике имеется 110 коек в РНПЦМЭиР.

В 2011 году в результате проведения реабилитационных мероприятий, инвалидность (взрослые и дети) была предотвращена у 6297 чел. Экономический эффект от предотвращённой инвалидности за счёт невыплат пенсии по инвалидности и произведённого внутреннего валового продукта только за 1 год составил 248,4 млрд.руб.

По итогам рассмотрения данного вопроса были даны поручения.

4.2. Минздраву:

4.2.1. обеспечить постоянную разработку и внедрение современных технологий медицинской реабилитации пациентов с онкологической патологией;

4.2.2. оснащать больницы (центры) медицинской реабилитации (областные и г.Минска), обеспечивая первоочередную закупку необходимого современного реабилитационного медицинского оборудования, в том числе роботизированных систем для тренировки ходьбы, стабилометрических комплексов, устройств для вертикализации, механотерапевтических устройств для активно-пассивной разработки конечностей;

4.2.3. обеспечивать формирование единого электронного республиканского банка данных персонифицированного учета инвалидов по результатам освидетельствования медико-реабилитационных экспертных комиссий для контроля эффективности и полноты мероприятий реабилитации, снижения показателей тяжести инвалидности.

4.3. Принять к сведению заверение Минздрава об открытии в организациях здравоохранения г.Минска и областных центров отделений для лечения инвалидов-колясочников.

О трудоустройстве детей-инвалидов (выпускников 2011/12 учебного года)

В аналитической информация, подготовленной по данному вопросу заместителем Министра образования Василием Антоновичем Будкевичем, говорится о том, что в учреждениях образования республики создана и функционирует система профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и сопровождения выпускников из числа детей-инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития.

В настоящее время в структуре вспомогательной школы созданы X-XI классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, содержание обучения в которых не только носит практико-ориентированный характер, но и увязывается с будущей профессией.

Формированию первичного практического опыта в различных сферах профессиональной деятельности способствует организация трудового обучения учащихся с особенностями психофизического развития на базе УПК.

В г.Минске на базе УПК выпускники осваивают профессию парикмахера, автослесаря, повара, пользователя ПК. По окончании курса обучения учащиеся сдают экзамены и получают квалификацию либо разряд. Многие из них, говорится в докладе, продолжают своё обучение в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Руководитель столичной специальной общеобразовательной школы-интерната №13 для детей с нарушением слуха и руководитель учреждения профессионально-технического образования №11 г.Минска заключили договор, согласно которому уроки трудового обучения учащихся проходят в мастерских учреждения профессионально-технического образования. Кроме того, для учащихся организована временная трудовая занятость по специальности швея 3-го разряда, швея с элементами моделирования, рабочий по обслуживанию с элементами ландшафтного дизайна, благодаря чему обучающиеся специальной общеобразовательной школы-интерната №13 имеют возможность накопления трудового стажа с выдачей трудовых книжек и страховых свидетельств.

Профессионально-техническое образование лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях образования Витебской области, следует из предоставленной информации Минобразования, осуществляется по профессиям, востребованным на рынке труда: оператор ЭВМ, сборщик обуви, парикмахер, штукатур, маляр, швея, оператор машинного доения, овощевод, плотник, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин, цветовод, рабочий зелёного строительства, оператор животноводческих крмплексов и механизированных ферм и т.д.

В Могилёвской области обучение лиц с особенностями психофизического развития и инвалидов осуществляется в 20 учреждениях профессионально-технического образования. В 2010/2011 учебном году в учреждениях профтехобразования Могилёвской области из 135 учащихся с особенностями психофизического развития 124 получили направления на работу, 11 учащихся – право на самостоятельное трудоустройство по уважительным причинам.

В Гомельской области ежегодно собирается информация о количестве выпускников с особенностями психофизического развития, желающих получить профессиональное образование. Эта информация поступает в управление образования Гомельского облисполкома, на основании которой бронируются места в специальных группах учреждений профессионально-технического образования.

В Гродненской области создание на базе Гродненского государственного колледжа бытового обслуживания населения Центра профессиональной подготовки и социальной реабилитации учащихся, позволяет ежегодно получать профессионально-техническое образование более 60 учащимся из числа лиц с особенностями психофизического развития ежегодно.

В информации, дополненной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, сообщается, что инвалидам, с учётом их индивидуальных программ реабилитации обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях, цехах и участках.

При обращении в органы по труду, занятости и социальной защите данная категория граждан получает право на более широкий спектр возможностей по содействию в трудоустройстве:

— информирование о наличии свободных рабочих мест и вакансий у нанимателей;

— получение направления на трудоустройство у конкретного нанимателя и по конкретной профессии (специальности), в том числе на созданные дополнительные рабочие места в специализированных организациях;

— трудоустройство в счёт установленной брони;

— предоставление возможности пройти в первоочередном порядке профессиональную подготовку и получение профессии(специальности) за счёт средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения;

— направление на адаптацию трудовой деятельности;

— оказание поддержки (в том числе финансовой) для организации и развития индивидуальной предпринимательской деятельности.

Кроме того, для граждан, нуждающихся в трудоустройстве, созданы условия для их самостоятельного поиска работы. Автоматизированная информационная система «Общереспубликанский банк вакансий» доступна для посещения любому пользователю сети Интернет.

Что касается выпускников 2011-2012 учебного года, отмечено в докладе, то в случае их обращения за содействием в трудоустройстве, органы по труду, занятости и социальной защите готовы обеспечить индивидуальный подход к каждому выпускнику и оказать им всестороннюю помощь.

После обсуждения данного вопроса были даны конкретные поручения.

5.2. Минобразованию совместно с Минтруда и соцзащиты до

1 августа 2012 г. отработать механизм взаимодействия учреждений образования и органов по труду, занятости и социальной защите по вопросам трудоустройства инвалидов из числа выпускников.

5.3. Облисполкомам, Минскому горисполкому обеспечивать с учетом потребности постоянное создание рабочих мест для инвалидов – выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в организациях всех форм собственности.

5.4. Минтруда и соцзащиты:

5.4.1. внести не позднее 1 октября 2012 г. в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения в части предоставления права инвалидам прохождения адаптации к трудовой деятельности независимо от места их жительства (дополнение Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 128);

5.4.2. подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по решению вопросов трудовой занятости инвалидов с умственными и множественными нарушениями развития (с учетом результатов научно-исследовательской работы ”Трудовая занятость инвалидов и лиц с умственными и множественными нарушениями развития – состояние, проблемы, перспективы“ и предложений ОО ”БелАПДИМИ“).

5.5. Минтруда и соцзащиты, Минздраву до 1 октября 2012 г. отработать механизм взаимодействия медико-реабилитационных экспертных комиссий и органов по труду, занятости и социальной защите по вопросам трудоустройства инвалидов.

 

6. Ответственным исполнителям в установленные настоящим протоколом сроки информировать Минтруда и соцзащиты о выполнении поручений Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов.

Минтруда и соцзащиты обеспечить контроль за выполнением настоящего протокола и о результатах с соответствующими выводами и предложениями информировать на очередном заседании Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов.

 

Жанна КАНОПЛИЧ

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.