Анри де Тулуз-Лотрек. История о том, как маленький человек стал большим художником

Поддержи

Мы знаем много историй великих живописцев, что начинали свой путь с низов. Но, поверьте, нет повести печальнее на свете, чем жизненный и творческий путь Анри де Тулуз-Лотрека. Этот француз сумел не только перевернуть вверх дном весь французский салон, но и пошел более экстравагантным путем: превратился из аристократа в практически опального художника.

«Ноги больше никогда не вырастут»

Великий и ужасный Анри де Тулуз-Лотрек родился в 1864-м году в весьма состоятельной семье. Отец мальчика был из знатного графского рода, а потому бесконечно обрадовался явлению на свет наследника. Хотя, по воспоминаниям Анри и его матери Адель, глава семейства никогда не уделял достаточное время семье, она попросту его не заботила. Чего уж тут говорить: Альфонс де Тулуз-Лотрек женился на матери будущего художника, а на следующий день после свадьбы уехал на месяц в Париж –
кутить с друзьями.

Но, несмотря на сложные взаимоотношения родителей, детство Анри провел по всем законам аристократов: верховая езда, бесконечные балы и жизнь в роскошном родовом поместье. Скорее всего, в будущем Тулуз-Лотрек- младший стал бы военачальником, как и подобает выходцу из графского рода, если бы не роковая случайность. В 14 лет мальчик неудачно упал с кресла и сломал шейку бедра правой ноги. Уже тогда доктор сказал, что ребенок хрупкий, кости будут срастаться медленно. Но родители не придали этому значения, надеялись, что молодой организм вынесет. Так бы оно и было, если бы Анри по неосторожности снова не упал –  на это раз уже с лестницы. Врачи вынесли однозначный вердикт: второй перелом повлек за собой остановку роста ног. На протяжении всей жизни длина ног художника была 70 сантиметров. К слову, такой исход мог быть вызван и по причине наследственного заболевания: бабушки Анри приходились друг другу сестрами.

«Это единственная возможность стать человеком»

Отец Тулуз-Лотрека, мягко говоря, не очень обрадовался тому, что его будущий наследник навсегда останется с физическим дефектом. К тому времени граф уже не жил с семьей, но все равно помогал финансово. Однако когда Анри заявил, что хочет заниматься живописью, отец крайне негативно отреагировал на желание сына. Граф Альфонс сказал, что «мазня» не приумножит славу знатного рода Тулуз-Лотреков, тем более что уже тогда мужчина стыдился своего сына с приобретенной инвалидностью. Анри разозлился, ведь после полученных травм живопись стала его единственной отдушиной.

/

Да и как он сам после заявил: «В таком положении, в коем я оказался, рисование – это единственный возможный путь стать человеком».

/

Анри де Тулуз-Лотрек не получил поддержки со стороны отца, зато в него поверил дядя, который и выделил деньги на обучение племянника. Так Анри оказался в Париже, который опьянил его всеми прелестями богемной жизни: Тулуз-Лотрек стал много времени проводить в мастерской глухого салонного художника, который учил его академической живописи. Тогда юноша вдохновился: если мастер, который ничего не слышит, может писать картины и наслаждаться жизнью, тогда и он может получать от всего удовольствие. Ранние работы Анри действительно напоминают классические образы господствующего тогда стиля – со всей его правильностью и точностью линий, красотой отображаемых явлений и событий. Хотя в ту пору в спину реализму уже дышал импрессионизм, поэтому в работы Тулуза-Лотрека незаметно закрадывались молниеносные образы, легкие структуры и более воздушные техники нанесения мазка.

Вскоре дядя художника даст Анри деньги на продолжение учебы, только уже у другого, более именитого живописца. Тулуз-Лотрек получил огромную свободу творчества, занимаясь в мастерской у французского художника Фернана Кормона. Самому Анри казалось, что его дар ничтожен, хотя он работал не покладая рук. Юный художник искал себя, пробовал новые цвета и формы, а потому быстро стал уходить от академической живописи.

От графского имения до публичных домов

И вот наступает момент, который дарит всей истории живописи новую фигуру: Анри де Тулуз-Лотрек находит свой стиль. Слегка грубоватый, но не лишенный изящества. Четкий, ровный, динамичный и экстравагантный. Анри пишет полотно в 1888 году «В цирке Фернандо. Наездница», которое и становится точкой отсчета. Художник привозит работу в родовое поместье, чтобы поделиться радостью с родителями. Отец лишь грубо отвечает: «И эту мазню ты собираешься подписывать именем Тулуз-Лотреков?» После этого Анри, который и до этого был обделен родительской любовью, уезжает в Париж. Там он начинает обретать себя: ему больше не хочется соответствовать, доказывать и стремиться к вершине. Он решил жить так, как у него получается. И с головой ушел в бурлящую жизнь Монмартра.

Отныне художник превращает свою жизнь в праздник: дома терпимости, кабаки, кабаре и рисунки, лишенные желания быть красивыми. Тулуз-Лотрек писал падших женщин, певичек, пьяниц и завсегдатаев трактиров. Ему было близко то, что он изображал, потому что сам проводил время в компании танцовщиц и посетителей кабаков. Увеселительные заведения Монмартра стали его домом: там он проводил время с бедными художниками и уже имевшими славу литераторами (среди них были Ги де Мопассан и Поль Верлен).
Современники отмечали, что Анри работал много и усердно. Он мог за один вечер в баре сделать несколько набросков, а после утром в мастерской превратить их в картины. Владельцы кабаре просили Тулуз-Лотрека рисовать для них афишы. Благодаря рекламным работам художника представления имели феерический успех, а Анри стал иконой плакатов.

Женщины на полотнах Анри де Тулуз-Лотрека были толстыми, иногда безобразными, но всегда нежными и правдивыми. Он рисовал сущность, человеческую натуру. Его стремления к передаче живых событий были отмечены видными современниками. Особенно высоко ценил творчество Лотрека легендарный Эдгар Дега. Но, к сожалению, критики очень холодно воспринимали работы Анри. Для них изображаемые женщины были низкими и не стоящими внимания. Некоторые даже отмечали, что Тулуз-Лотреку необходимо выплачивать деньги за то, что он прививает отвращение к публичным домам своими полотнами.

Непризнанный гений

За те двадцать лет, что художник отдал творчеству, ему удалось написать более 700 картин, 275 акварелей и 363 плаката. Помимо этого, он оставил после себя более 5000 рисунков. Личная жизнь Лотрека не сложилась, профессиональные критики не воспринимали его живопись всерьез.

Великий художник ушел из жизни на 37-ом году жизни. Его здоровье было подорвано сифилисом и регулярным злоупотреблением алкоголя. Умирая, Анри де Тулуз-Лотрек думал, что бездарно прожил жизнь. А его отец злорадствовал, ведь сын-инвалид не сумел прославить род, как Альфонс и предрекал. Спустя годы картины Лотрека стали продаваться за баснословные деньги, а человек, который, по мнению родственников, должен был опозорить графскую семью, стал знаковым художником конца 19-ого века. И это единственный выходец из рода Тулуз-Лотреков, который вписал их фамилию в историю.

 

Александра Камко

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.