Чиновникам дали отсрочку

Рубрики: Новости.

www.myrt.ru

6 декабря состоялось очередное заседание Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов.

Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов создан для координации государственной политики в отношении проблем инвалидности.

Состав совета сформирован из первых лиц республиканских органов государственного управления, занимающихся вопросами труда и социальной защиты, здравоохранения, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры. В его сос-тав также входят и представители крупных общественных объединений инвалидов: таких как ОО «Белорусское общество инвалидов», ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», ОО «Белорусское общество глухих», ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» и других неправительственных организаций.

Возглавляет совет Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Афанасьевич Тозик.

Нынешнее заседание проходило на базе республиканского унитарного предприятия «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр». Интересы Белорусского общества инвалидов на Республиканском межведомственном совете представлял председатель ЦП ОО «БелОИ» Владимир Потапенко.

Напомним, что в прошлом номере газеты мы ознакомили вас с информацией по вопросам медицинской, социальной и трудовой реабилитации, озвученной в ходе заседания представителями соответствующих ведомств.

В ходе дальнейшего обсуждения заслушанной информации, председатель ЦП ОО «БелОИ» Владимир Потапенко заострил внимание на вопросе медицинской реабилитации. Он согласился с тем, что в рес-публике создано достаточно много учреждений медицинской реабилитации, однако туда на лечение берут только в первые три года инвалидности. Что делать инвалиду с уже установившимся диагнозом, где ему можно пройти поддерживающее лечение? В жизни получается так, что такого инвалида не берут на лечение под разными предлогами. Например, говорят, что не приспособлено отделение в больнице, нет мест и т.д. Или же предлагают пройти лечение в условиях дневного стационара. Если человек мобильный, то такой вариант возможен, но если он передвигается на инвалидной коляске…

То, что такая проблема существует, подтвердил и присутствующий на заседании председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевко. Вмешиваясь в дискуссию по данному вопросу, он рассказал, что после того, как в 1998 году получил травму и оказался в инвалидной коляске, во всех медучреждениях долгое время его пытались поставить на ноги. Когда стало понятно, что в данном случае это невозможно, оказалось, что за это время была прервана нить, которая связывала его с обществом, с профессией. Ведь даже здоровый человек, подтвердил Евгений, не работая по специальности какое-то время, теряет навыки и долгое время не может восстановиться в социум. Поэтому очень важно, отметил Евгений, чтобы параллельно с медицинской проводилась и социальная реабилитация. При этом он сослался на опыт Швеции, где пациенту в отделении больницы, сразу же после реанимации, наряду с медицинскими назначениями подбирают инвалидную коляску, учат на ней ездить, пересаживаться, показывают, как, например, руками держать ложку и т.д. В этом же отделении есть и автомобиль, на котором инвалида также обучают ездить. После месячного курса лечения в больнице его переводят в специализированный реабилитационный центр, где уже более направленно готовят к дальнейшей активной жизни. Почему бы и в нашей стране, выразил мнение Евгений Шевко, реабилитацию инвалида, как медицинскую, так и социальную, не начинать с отделения реанимации в больнице? Ведь такая практика уже имела место в 80-е годы, но затем угасла.

О возвращении активной реабилитации председатель совета Анатолий Афанасьевич Тозик обещал подумать и впоследствии вернуться к этой теме.

Своё мнение председатель РАИК высказал и относительно индивидуальных программ реабилитации. В качестве примера он показал две карты ИПР, выданные одному и тому же человеку. Одна из них была выписана 3 декабря этого года. Другая – десять лет тому назад. Они были похожи одна на другую, как две капли воды, наличием одной лишь записи – может работать оператором ПЭВМ. Выходит, со временем в заполнении ИПР ничего не меняется. Более того, 80% инвалидов не знают, что такое ИПР, для чего она предназначена.

В ответ на это председатель совета попросил Евгения Шевко передать ему показанные в качестве примера ИПР для проведения анализа и принятия соответствующих мер.

Владимир Потапенко высказался по поводу трудовой реабилитации инвалидов. Почему бы, заметил он, обучать инвалидов не всем имеющимся профессиям, а какой-то конкретной, востребованной, чтобы инвалид мог по ней трудоустроиться. В качестве примера Владимир Потапенко сослался на телефонный звонок во время проведения им «Прямой линии», приуроченной к Международному дню инвалидов. Звонивший, несмотря на то, что закончил курсы предпринимательства, организованные республиканским институтом повышения квалификации Министерства труда и социальной защиты, просил оказать ему помощь в трудоустройстве. Почему, задался вопросом Владимир Потапенко, такого инвалида взяли на обучение, не оговорив заранее возможность дальнейшего его трудоустройства?

Министр труда и социальной защиты РБ Марианна Акиндиновна Щёткина пояснила, что вопрос и стоит именно так, что все, кто проходит профобучение, не только инвалиды, должны быть обязательно трудоустроены.

— Бывает так, — заметила она, — что инвалид принимается на обучение, но он хочет быть, к примеру, барменом не по месту жительства, а в Минске. Поэтому лишать инвалида обучения, у которого вообще нет никакой специальности, мы не можем.

Что касается обучения инвалида под так называемый рыночный заказ, то сегодня таких заказов, уточнила Министр труда и социальной защиты, крайне мало.

Об использовании информационных коммуникационных технологий в получении образования лицами с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидами

По данному вопросу выступил заместитель Министра образования Василий Антонович Будкевич. Он сообщил, что работа по внедрению ИКТ в специальное образование активно ведется с начала 2000-х годов.

В 20 учреждениях профессионально-технического образования разработан и внедрен электронный образовательный ресурс для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью по квалификации «Штукатур-маляр». В Гродненском государственном профессионально-техническом колледже легкой промышленности апробируется сетевой образовательный ресурс по специальности «Эксплуатация электронно-вычислительных машин» для организации обучения лиц с ОПФР в дистанционной форме.

С 2006 года в учреждениях образования Республики Беларусь используется программное обеспечение Sakrament Librider, разработанное на основе технологии синтеза речи и предназначенное для озвучивания электронных учебников (электронная библиотека). Указанное программное обеспечение было поставлено компанией «Сакрамент» во все специальные общеобразовательные школы для детей с нарушениями зрения.

Специалистами ООО «Инво-сервис» совместно с объединенным Институтом проблем информатики Академии наук Республики Беларусь разработана программа «Чтец электронных говорящих книг для незрячих», которая также используется в специальных общеобразовательных школах для детей с нарушениями зрения.

На базе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники в рамках выполнения мероприятий подпрограммы «Дети-инвалиды» Президентской программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. разработано программное обеспечение для дистанционного обучения лиц с ОПФР, получающих профессиональное образование. Дистанционная форма получения образования осуществляется в Белорусском государственном университете информатики и радио-электроники, Белорусском национальном техническом университете, Барановичском государственном университете. В настоящее время в учреждениях высшего образования республики 15 студентов-инвалидов получают высшее образование по дистанционной форме.

Для обеспечения системной поддержки специалистов и пользователей ИКТ, повышения доступности образования для лиц с ОПФР на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка в 2009 году создана учебная лаборатория по развитию ИКТ в специальном образовании «Образование без границ». Для использования в коррекционно-образовательной работе лаборатория предлагает специализированную библиотеку информационных ресурсов, адаптированных к использованию лицами с ОПФР (более 40 дидактических, диагностических и обслуживающих программ).

Вместе с тем, докладчиком было отмечено, что существуют объективные проблемы, которые сдерживают более активное использование ИКТ в образовательном процессе для лиц с ОПФР.

Не во всех учреждениях специального образования оборудованы компьютерные классы.

По причине отсутствия в стране отечественного производства специализированного программно-аппаратного оборудования учреждения специального образования недостаточно оснащены специализированной техникой, различными устройствами и приспособлениями, адаптированными к потребностям детей с ОПФР. Менее 10 % учреждений имеют необходимое специальное оборудование: брайлевский дисплей с клавиатурой, брайлевский принтер, телевизионное увеличивающее устройство для слабовидящих, сенсорный экран, различные манипуляторы. Специальные обучающие программы для детей с ОПФР имеют чуть более 50% учреждений образования.

Также в ходе заседания были рассмотрены вопросы о внедрении в республике сопровождаемого проживания лиц с интеллектуальными нарушениями развития и об организации сопровождения телепередач субтитрами.

По итогам рассмотрения даны конкретные поручения заинтересованным.

Жанна КАНОПЛИЧ

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.