Александр Майсак: «Не в деньгах счастье»

Поддержи

25 августа исполняется 50 лет талантливому педагогу и активисту общественного объединения «Белорусское общество глухих» Александру Анатольевичу Майсаку. 

Вот уже 18 лет Александр Анатольевич преподает историю, обществоведение и факультатив ОБЖ в минской специальной общеобразовательной школе № 14 для детей с нарушениями слуха. Кроме того, он – куратор вечернего отделения школы, где продолжают свое обучение те, кто по каким-то причинам не получил среднее специальное образование. Два срока подряд Александр Анатольевич переизбирался членом Центрального правления ОО «БелОГ» и вот уже более 12 лет председательствует в ревизионной комиссии. О том, как он пришел в педагогику, какие трудности и радости ждут неслышащего учителя в школе для глухих детей, почему выпускники школы не стремятся поступать в колледжи и университеты, Александр Анатольевич рассказал газете «Вместе!».

– Александр Анатольевич, где вы родились, какое получили образование?

– Я родился в городе Молодечно, в семье слышащих родителей. Моя мама работала медсестрой в детской больнице, отец – шофером на энергетическом предприятии. Сейчас они уже на пенсии. Слух я потерял в 5 лет, после перенесенной болезни. В детский сад не ходил – меня воспитывали в семье, а она у нас большая и дружная. Перед школой мне наняли, как это модно сейчас говорить, репетитора – учительницу, которая научила меня азбуке и основам математики.

В 1971 году я приехал в Минск, чтобы учиться в специальной школе-интернате № 13 для детей с нарушениями слуха. Закончил первое отделение школы через 10 лет, получив базовое образование. После окончания школы один год работал слесарем-инструментальщиком на военном заводе в Молодечно, учился в вечерней школе для слышащих на заочном отделении. Через год решил все же перебраться в Минск – соскучился по своим друзьям. В Молодечно глухих людей совсем мало, мне не хватало общения. В Минске устроился на завод Вавилова – работал токарем, слесарем, но все равно продолжал учиться. Перешел в вечернюю школу № 35 для глухих и слабослышащих, которую закончил в 1985 году.

В 1986 году мы вместе с Зоей Васильевной Кошель, ныне председателем Минской областной организации ОО «БелОГ», поступили учиться в техникум Ленинградского восстановительного центра Всероссийского общества глухих на заочное отделение юридического факультета. В 1989 году мы вместе его и закончили, и я пришел работать инструктором в Республиканский дворец культуры ОО «БелОГ» имени Н.Ф. Шарко в организационно-массовый отдел. Уже через год вновь пошел учиться – поступил на заочное отделение Белорусского государственного педагогического университета, на исторический факультет. Снова мы оказались на одной студенческой скамье с Зоей Васильевной, которая также поступила учиться туда же в один год со мной. Получили дипломы о высшем образовании мы в 1995 году.

– Как вы пришли в школу № 14? Был ли случайным такой выбор жизненного пути?

– В школу № 14 для детей с нарушениями слуха я пришел работать в 1994 году. Можно сказать, что я прошел все ступени педагогического труда – начинал воспитателем второй категории, затем стал учителем второй категории. А сегодня у меня первая категория и воспитателя, и учителя.

Почему я стал педагогом? Мне было интересно попробовать себя в этой профессии. Может быть, сыграло роль то, что моя родная тетя тридцать лет работала учителем начальных классов, имеет звание отличника народного просвещения. Она всегда была для меня большим примером.

Вначале я думал, что если я сам глухой человек, то учить глухих детей мне будет нетрудно. Как же я ошибался! Педагогика все-таки – наука консервативная, а в особенности консервативна система специального образования. Она значительно отличается от системы общеобразовательной школы. Когда я пришел в среднюю специальную школу
№ 14 для детей с нарушением слуха, фактически мне пришлось учиться всему заново. Благодаря коллективу школы, многим ветеранам педагогики, их советам и наставлениям, у меня начало получаться преподавать.

Должен сказать, что это тяжелый труд – воспитать и обучить глухого ребенка. Представьте, что это маленький человек, который воспринимает мир в основном глазами. Он не слышит, но видит, и далеко не все, что он видит, он воспринимает верно. Задача педагога – не только обучить, но и вырастить такого ребенка, воспитать из него хорошего человека, дать ему правильное понятие о жизни нашего общества. Большую роль здесь играют, конечно, взаимоотношения школы и семьи, где растет ребенок. Если взгляды семьи на воспитание ребенка совпадают со взглядами школы, то работать с ним намного легче, а вот если нет.… К сожалению, есть у нас и так называемые неблагополучные семьи, не буду называть фамилий. Школа старается сделать все возможное и даже больше, чтобы помочь и детям, и их родителям, но не всегда наши усилия увенчиваются успехом.

Впрочем, несмотря на сложности, мне понравилось работать учителем. На моем счету уже три выпуска. Кстати, в нашей школе, помимо слышащих учителей и воспитателей, работает всего пять неслышащих педагогов. Трое слабослышащих воспитателей и двое учителей, я и учитель физкультуры, Александр Николаевич Шендер – он человек глухой, предпочитает общаться на жестовом языке. Все педагоги работают уже более 10 лет, и, к моему большому сожалению, новые молодые специалисты с нарушением слуха не приходят к нам. Почему – сказать не могу, не вполне понимаю причины этого явления…

– Может быть, дело в зарплате?

– Не думаю. Да, поначалу зарплата учителя невысокая, но чем дольше он работает в школе, чем больше опыта получает, накапливает стажа, тем выше его заработок. Сразу, конечно, ничего не бывает. Я в свое время тоже начинал с весьма скромной зарплаты, когда работал воспитателем, потом получил полставки учителя, которую совмещал с воспитательской работой. Шло время, и я стал работать только учителем на полную ставку, и получать более высокую зарплату. Да не в деньгах счастье! Я сейчас смотрю на своих выпускников – все стали хорошими людьми, все работают, почти все обзавелись семьями. А значит, та небольшая толика моего труда, который я вложил в своих учеников, не пропала зря.

Недавно ко мне приходили ученики 2002 года выпуска, в этом классе я был классным руководителем. Вместе мы отпраздновали 10 лет со дня окончания ими школы. Это, наверное, мой самый любимый выпуск: среди них много спортсменов, активных участников в жизни белорусского общества глухих. Один ученик закончил Гомельский машиностроительный колледж. Я горжусь ими и надеюсь, что и они вспоминают меня добрым словом.

– Как вы думаете, почему среди молодежи с нарушением слуха наблюдается такая тенденция: после школы все стремятся поскорее найти работу на заводе, и мало кто думает о продолжении образования?

– Очень многое зависит от семьи. Работая в школе вот уже 18 лет, я заметил такую закономерность. Если ребенок воспитывается в семье слышащих родителей, то они стремятся использовать любую возможность для того, чтобы он продолжил получать образование после школы – в колледже, ПТУ, университете.

А вот в семьях глухих происходит, скорее, обратное. Здесь мы видим сугубо прагматичный подход к жизни: после школы детей сразу же направляют на производство. Много лет подряд я спрашиваю у глухих родителей: почему они не помогут своему талантливому, умному, способному ребенку поступить учиться в высшее учебное заведение? А они отвечают, как правило, одинаково: а зачем ему нужна учеба? Что она ему даст? Мол, лучше сразу пойти на завод и получать хорошую зарплату. Но, опять же, счастье человека не в материальном благополучии. Я привожу им свой пример, а также пример Александра Николаевича Шендера: мы с ним оба по десять лет отработали на предприятиях, но продолжали учиться, получили высшее образование. Сейчас, работая учителем, я не сказал бы, что получаю намного меньше, чем те же рабочие на заводе. В ответ родители предпочитают отмалчиваться…

Есть еще такая проблема, как иждивенчество глухих. Оно, можно сказать, заложено в их психологии. В наше время большинство неслышащих людей считают, что им все должны, в особенности государство. Они думают примерно так: «Раз я инвалид, то государство должно меня обеспечить, дать бесплатное образование, учебники, выделить хорошую пенсию и обеспечить обязательное трудоустройство на работу, где мне будет помогать переводчик жестового языка». То есть, получается так, что такому человеку все обязаны, а сам он ничего не должен никому. Ответственность перед обществом – нулевая. Конечно, такое мировоззрение постепенно меняется, но меняется с большим трудом.

– Расскажите, пожалуйста, про вечернюю школу. Кто туда ходит, какого возраста ваши ученики?

– Вечернее отделение посещают сейчас 18 учеников – в среднем, в возрасте до 28 лет, но учились у нас и те, кому было 45, 48 лет. Для нас их возраст совершенно не важен, главное, чтобы человек хотел учиться. Мы принимаем каждого, у кого есть желание получать новые знания. Жаль, что бывали случаи, когда приходилось расставаться с учениками, которые по разным причинам невнимательно относились к своим обязанностям в школе. Но, когда мы расстаемся с такими учениками, мы всегда говорим им, что двери к нам остаются для них раскрытыми, в любой момент они могут вернуться, чтобы продолжить обучение. Ни перед кем и никогда мы не закрываем дорогу к знаниям, но очень важно, чтобы ученик не пропускал занятия, выполнял домашние задания, вовремя сдавал все контрольные работы.

Все наши ученики работают на разных предприятиях, но большинство – на ЧУП «Виток» ОО «БелОГ». Пользуясь случаем, хочу сказать добрые слова в адрес руководства предприятия «Виток» – все вопросы и проблемы, связанные с обучением работников с предприятия, мы решаем положительно. К тем, кто посещает вечернее отделение, на предприятии относятся очень внимательно и доброжелательно. Им предоставляют один дополнительный день отдыха в неделю, а отпуск дают всегда в летнее время. К сожалению, подобного не скажешь о государственных предприятиях, которые практически не заинтересованы в том, чтобы их рабочие учились в вечерней школе. При этом, как ни парадоксально, часто отказывают в приеме на работу глухим людям после окончания базовой школы, требуя аттестат о получении среднего образования.

– Как вы относитесь к сегодняшней методике обучения глухих и слабослышащих детей в школе – с использованием жестового языка на уроке?

– Когда я сам учился в школе для детей с нарушением слуха, нам запрещали на уроках пользоваться жестовым языком: заставляли считывать речь с губ. Да, было очень тяжело, но в этом были свои плюсы. Например, у неслышащих людей моего поколения, как правило, более развитая речь и хорошие навыки словесного общения.

У каждого педагога свои взгляды, свое мнение. Есть те, кто считает, что обязательно нужно учить глухих детей только вербальной речи, тогда им легче будет интегрироваться в общество, где большинство людей – слышащие. Другие, напротив, убеждены, что обучать неслышащего ребенка нужно исключительно на его родном жестовом языке, на котором он говорит и в школе, и дома.

В целом, я согласен с методикой моего коллеги из специальной школы-интерната № 13 для детей с нарушениями слуха, Владимиром Федоровичем Мелеховцом. Он обучает детей по принципу билингвизма – используя на своих уроках и жест, и слово. Я сам считаю, что одного жестового языка человеку не может хватить для полноценного выражения всех своих чувств, словесная речь помогает расширить понятия, дополнить мысль. Жестовый язык отчасти похож на английский: в нем также нет окончаний, не склоняются слова. Из разрозненных слов складывается общая картина. А вот как выразить на нем эмоции от восхищения природой, летним небом на закате дня? Нужен словесный язык. А если неслышащий человек владеет и жестовым языком, и устной речью, тогда получится наиболее точное описание.

Я уверен, что полностью адаптироваться к слышащему обществу – невозможно. Приблизиться – может быть, но адаптироваться нельзя. Всегда будет присутствовать определенная незримая грань. Она, возможно, исчезнет со временем, но я думаю, что граница между миром глухих и слышащих будет всегда. Даже дети, которые получили кохлеарный имплантат, все равно не будут слышащими. По прогнозам специалистов, 70 процентов таких детей все равно будут чувствовать себя более комфортно в школе для детей с нарушениями слуха. Кроме того, эти дети будут всегда ограничены в движениях, в спорте, в путешествиях.

– Александр Анатольевич, какие у вас есть увлечения помимо школьной работы, чем занимаетесь в свободное время? Как собираетесь отмечать юбилей?

– Люблю читать историческую литературу, мне также очень интересна история нашего белорусского общества глухих. Прежде почти никто не писал о глухих, не собирал информацию. К счастью, в последние годы ситуация изменилась в лучшую сторону.

Провожу свободное время с семьей. Моя жена, Алла Валентиновна, работает на ЧУП «Виток» ОО «БелОГ» жгутовщицей 4 разряда. Нашей дочке уже 25 лет, она окончила Академию МВД, работает юристом.

Свой юбилей собираюсь отметить в тесном семейном кругу – не люблю больших и пышных празднований. Соберемся вместе с семьей и родителями, также отмечу праздник и с коллегами по работе.

Если был бы шанс вернуться в молодость, я взял бы себе здоровье. Прежде я серьезно увлекался спортом, играл в футбол, занимался легкой атлетикой. Сегодня лишь иногда гоняю мяч на школьном стадионе, чтобы поддерживать форму. Правда, оглядываясь назад на прожитые годы, я бы оставил себе весь накопленный опыт – ни за что не хотел бы расстаться с ним.

Ольга ГРИЦЕНКО
Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.