«Люди с инвалидностью должны иметь возможность идти в IT». Какие возможности в сфере образования имеют люди с инвалидностью в Беларуси

Поддержи

Именно такой посыл был на международной конференции, посвященной инклюзивному образованию, которая проходила недавно в БГУИРе. В этом году форум собрал экспертов из Беларуси, России, Швейцарии, Узбекистана, Латвии и Польши. Они обсудили ряд вопросов и обменялись передовым опытом по теме инклюзивного IT-образования и социализации инвалидов в обществе, их вовлечения в социально-экономические и политические процессы, происходящие в стране, развития стартап-движения среди людей с инвалидностью.

Среднее образование

Попытки обучения людей с инвалидностью начались в конце 19 века, когда было принято решение перестать прятать таких людей от общества. Научные попытки пришлись на 60-е годы 20 века. Так, появились коррекционные школы, которые на сегодня постепенно закрываются, потому что сейчас мы идем к инклюзии, которая в конечном итоге должна привести к интеграции.

Однако доктор исторических наук из России Елена Носенко-Штейн уверена, что далеко не все могут принять инклюзию: «Не надо навязывать инклюзию. Ее не готовы принять учителя. А родителям, которые отдают детей в школу, нужен выбор. Нужны и коррекционные центры, и интеграционные классы в обычных школах».

Высшее образование

Согласно Конвенции, инклюзия – это в том числе обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс учащихся с разными образовательными потребностями, в том числе, и лиц с особенностями психофизического развития. Это обеспечивается посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. Таким образом можно сказать, что в Беларуси заложены основы для развития инклюзивного образования.

Выступающие высказали мысль, что не человек с инвалидностью должен приспосабливаться к образовательному учреждению, а система должна идти ему навстречу. Согласно словам представителей НИИ теории практики государственного управления, составными элементами экономического механизма государственной кадровой политики с учетом реализации правовых гарантий по развитию инклюзивного образования являются: государственное финансирование программ и мероприятий по развитию инклюзивного образования, меры экономического стимулирования учреждений образования по созданию и развитию инклюзивного образования, работа международных организаций, предоставляемых на грантовой и возмездной основе.

Однако хоть Конвенция – это и гарантия доступности образования в каждой стране, на практике почему-то сохраняют актуальность вопросы, связанные с обеспечением доступности образования, особенно общего среднего и профессионального образования для взрослых людей с инвалидностью, а также образования, обеспечивающего социальную интеграцию и инклюзию, для детей с наиболее тяжелыми формами инвалидности.

Научно-исследовательский институт труда Министерств труда и социальной защиты Республики Беларусь делал социальное исследование на эту тему. Оказалось, что большинство опрошенных (77,8%) людей с инвалидностью указало на отсутствие трудностей при получении высшего образования. Для остальных трудности – это наличие барьеров, неприспособленное внутреннее оборудование учреждения образования, несовершенство информационного обеспечения образовательного процесса.

На конференции присутствовала девушка, которая на себе испытала всю тяжесть пути получения образования. Юлия Стефняк рассказала: «Я с детства мечтала стать журналисткой. Но МРЭК мне сказал «нет». Я решила податься в IT-сферу. Учусь в минском колледже электроники. Стала первой студенткой на коляске там на дневном отделении. Отвозит и привозит туда меня мама. Нам выделили парковочное место на стоянке. При поступлении я рассказала о моем предложении – приложении мобильного навигатора. Захотела создать ресурс, который отображал бы ситуации безбарьерной среды в городе. Потому что самостоятельно по городу я передвигаюсь с трудом. Через месяц после моего предложения была собрана команда. А сейчас приложение находится на стадии разработки».

Юлия сказала, что в колледже ей все идут навстречу, например, занятия проходят на первом этаже. Она говорит, что образование важно для человека с инвалидностью: «Мне просто надоело чего-то ждать. Когда человек получает профессию, это ему дает уверенность в завтрашнем дне».

Если говорить об интеграционном обучении, то в первую очередь нужно говорить о профессиональном профессорско-преподавательском составе. Ученые считают, что в Беларуси преподаватели пока не готовы давать качественные знания каждому студенту в интеграционной группе. Предполагается, что преподаватели разработают план для обучаемых и помогут лицам с особыми потребностями участвовать в обучении. Тут важен не только опыт БГУИР, но и опыт других ВУЗов.

Дистанционное образование

Понятно, что МРЭК говорит «нет» на многие специальности людям с инвалидностью. В свою очередь, им предлагают дистанционные курсы. Программы дистанционного образования обеспечивают право лиц с инвалидностью на равный доступ к образованию, возможность профессиональной и социальной адаптации. Например, сетевая академия Cisco для людей с инвалидностью предоставляет возможность бесплатно получить IT-специальность с вероятностью последующего трудоустройства.

Но спикеры озвучили проблему: дистанционные курсы не котируются, а образование в учреждениях на сегодня почти невозможно для людей с инвалидностью. В зале прозвучали мнения, что в Беларуси должно работать дистанционное обучение, программа которого будет такая же, как и на дневном обучении у обычных студентов.
Свои предложения и рекомендации по итогам конференции участники планируют представить в Министерство образования, комиссию по труду и социальным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси для подготовки проекта закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции».

 

Виктория Чаплева
Фото БГУИР

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.