«Человеку в коляске не хочется, чтобы с ним нянчились, как с ребенком». Доступны ли столичные летние кафе для инвалидов-колясочников

Поддержи

Большинство расположенных в центре города летних кафе недоступны для человека в инвалидной коляске

Тестировать террасы на предмет безбарьерной среды корреспондент minsknews.by отправился с председателем правления Минской городской организации общественного объединения «Белорусское общество инвалидов» Людмилой Калмыковой.

Ручной режим

Первое кафе, стильное и красивое, так и манит отдохнуть от дневной суеты. Но для моей спутницы это оказывается непросто. От уютных столиков ее отделяют три непреодолимые ступени. Другого входа в кафе нет, единственный путь − через веранду. Очевидно, что об интересах людей с ограниченными возможностями здесь не думали.

Заметившая нас официантка предлагает позвать ребят с кухни, чтобы они на руках внесли посетительницу в коляске внутрь. Молодые парни с задачей справляются и идут работать дальше.

− Скажите, а часто вашим сотрудникам приходится выступать в такой роли? − интересуется Людмила Тимофеевна у официантки.

− На моей памяти вы первая, − честно признается она.

Неудивительно, пожимает плечами Людмила Калмыкова. Если бы не рейд, она не стала бы никого звать, а просто проехала бы мимо. Человеку в коляске не хочется, чтобы с ним нянчились, как с ребенком. Чем больше может сделать сам, тем увереннее себя чувствует.

По словам собеседницы, на проблему недоступности летних кафе для людей с инвалидностью их организация обращает внимание не первый год. Но желаемых подвижек не происходит. А ведь в столице около 4,5 тыс. инвалидов-колясочников, не говоря уже о гостях города. Если прибавить к ним мам с колясками, пожилых людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, незрячих и слабовидящих… Наверняка доходы, поступающие от особенных посетителей, покрыли бы расходы на установку пандусов.

− Иногда можно услышать мнение, что инвалиды-колясочники сидят дома и не посещают кафе. Конечно, это не так. Многие с удовольствием выезжали бы в город чаще − отдохнуть, пообщаться с друзьями, если бы для этого создали все необходимые условия, − отмечает она.

Прежде чем отправиться дальше, решаем проверить, доступны ли для людей с инвалидностью уборные. Оказывается, на пути к ним − ступенька вниз, ведущая с деревянного настила на основной уровень. Я помогаю своей спутнице ее преодолеть. Но в комнату гигиены мы все равно не попадаем − слишком узкие двери, да и места внутри совсем мало. Еще одна причина для колясочника проехать мимо заведения.

В объезд

Следующая летняя терраса также встречает нас недружелюбной ступенькой. В отличие от предыдущего, в этом кафе есть другой вход. Пробуем пробраться к веранде через зал.

На крыльцо моя спутница въезжает без проблем, оно безбарьерное, а вот входную дверь без посторонней помощи ей не открыть. Человеку в коляске нужна автоматическая раздвижная конструкция.

Наверняка кто-то дал бы задний ход уже на этом этапе, но мы решаем довести эксперимент до конца. Через зал на коляске проехать не удалось − слишком узкий проход. Персонал любезно предложил воспользоваться более широкой рабочей зоной, находящейся рядом. Всё бы ничего, но там суетятся официантки с полными подносами в руках. С одной, не сразу заметившей нас, едва не столкнулись. Но до летней террасы все-таки добрались, преграждающих путь высоких порогов и ступенек там не оказалось.

− Не каждый, особенно иногородний, разберется с путем в объезд. У входа в летнее кафе нужно установить информационную табличку со схемой движения для людей в инвалидных колясках. Таких указателей не хватает по всему городу, это проблема не только общепита. Нам нужно заранее понимать, создана ли на интересующем объекте безбарьерная среда, стоит ли пытаться туда попасть, − комментирует Людмила Тимофеевна.

По вызову

Переезжаем на другую улицу. И снова на летнюю террасу моей спутнице без помощи не попасть, хоть она сооружена не так высоко над землей, как предыдущие, даже ступеньки не понадобились. Основной зал в этом заведении с открытой площадкой не связан. Так что пути в объезд нет.

Замечаем на стене кнопку вызова персонала. Л. Калмыкова пробует до нее дотянуться − не получается. Путь колесам коляски преграждает установленная на земле металлическая планка. Хорошая по своей сути идея с кнопкой вызова до логического завершения не доведена.

Звоню я. Вышла официантка и предложила воспользоваться старым добрым сценарием − занести коляску на террасу. Других вариантов нет. Спасибо, на сегодня ручного режима достаточно. Обращаем внимание девушки на неправильное размещение кнопки вызова и отправляемся дальше.

В следующем кафе ни терраса, ни расположенный рядом вход в основной зал с несколькими высокими ступенями не были безбарьерными. В общем, даже пытаться не стали.

Зона доступа

А вот в пятом заведении повезло. Никаких деревянных помостов, посетители размещаются за столами, установленными прямо на тротуаре. Моя спутница спокойно к ним присоединилась. Не нужно искать объездные пути, звать на помощь ребят с кухни или просить подсобить сопровождающего, то есть меня.

− Осознанно отказались от деревянных настилов, чтобы было удобнее. Посетители на инвалидных колясках у нас бывают. Некоторых уже в лицо знаем, можно сказать, постоянные клиенты, − рассказывает менеджер Ирина.

Отдохнуть человек с инвалидностью может и внутри кафе. Чтобы он мог преодолеть ступеньки основного входа, официант вынесет и установит мобильный пандус. Л. Калмыкова советует еще разместить у входа кнопку вызова. Летом нуждающегося в пандусе заметит сотрудник, работающий в летнем кафе, а в холодную пору года?

− Приятно видеть, что здесь думают о людях с особыми потребностями. Таких мест в Минске должно становиться больше. Хотелось бы выбирать заведение, руководствуясь своими гастрономическими вкусами, а не наличием или отсутствием безбарьерной среды, − резюмирует моя спутница.

В администрации Центрального района отметили: их специалисты дают владельцам летних террас соответствующие рекомендации на стадии согласования проектно-сметной документации, при вводе объекта в эксплуатацию, в ходе обследований. Но потребовать создать безбарьерную среду они не вправе. Такой механизм воздействия отсутствует.

Вместе с тем вопрос обеспечения доступности объектов для людей с инвалидностью находится на личном контроле главы администрации района. Только в июле провели два оперативных совещания, посвященных этой теме. Поставлена задача усилить взаимодействие с владельцами кафе, активнее сотрудничать с общественными организациями, которые объединяют людей с инвалидностью.

Фото Тамары Хамицевич

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.