Социальные работники заговорят на языке жестов

Поддержи

Рубрики : Новости, Общество.

Наш корреспондент побывал на уроке жестового языка для социальных работников ТЦСОН Советского района города Минска

Четыре девушки расселись за длинным столом в небольшой комнате на втором этаже центра социального обслуживания населения. Занятие начинается с повторения пройденного: ученицы вспоминают, как правильно «сказать» на жестовом языке дни недели, названия месяцев, числа, простые слова – дверь, окно, стол. Повторяют друг за другом дактильную азбуку – ручной алфавит… Я присутствую на уроке жестового языка для социальных работников ТЦСОН Советского района города Минска.

Урок ведет Лидия Сергеевна ДИМСКИС – кандидат педагогических наук, доцент кафедры реабилитологии Государственного института управления и социальных технологий БГУ, сурдопедагог, автор нескольких книг по жестовому языку, одна из авторов уникальной письменной системы жестового языка, разработчик не имеющей в мире аналогов компьютерной программы «Руководство», которая переводит жестовый язык на русский и английский вербальные языки.

Начинаем разучивать новые слова и фразы. Работницы – Татьяна Кожевина, Елена Милявская, Евгения Щавель и Ирина Беляева – прежде всего стараются узнать и запомнить жесты, которые им понадобятся в общении со своими подопечными. Как представиться: «Я работник райсобеса»? Как спросить, есть ли у пенсионера дети, навещают ли его родственники? Как узнать, что нужно купить ему в магазине? Все эти жесты Лидия Сергеевна им тут же показывает, а работницы записывают, стремясь запомнить их верно.

Ученицы стараются, изредка поглядывая в тетрадь с записями – Лидия Сергеевна разработала уникальную систему записи жестов с помощью специальных знаков. Она никого не принуждает к использованию этой системы – но учащиеся вскоре и сами понимают, что без этих лаконичных и простых знаков не обойтись, чтобы в точности воспроизвести жест на бумаге. Не всех слушаются пальцы – им педагог советует заниматься пальцевой гимнастикой, разминать руку, чтобы лучше чувствовать ее, тогда и жест получится более точным. Бывает, что палец прячется за другим, искажается слово – такую жестикуляцию Лидия Сергеевна называет «плохим почерком».

Лидия Сергеевна – преподаватель строгий и требовательный, ведь уже более двадцати лет она учит людей говорить на языке жестов. Но она внимательна к каждой из своих учениц, и для каждой у нее находится ласковое слово и веселая шутка. «Скоро будете дактилировать со свистом!» – обещает она особо старательным. В ее речи полно народных пословиц и поговорок, и учиться у нее легко и интересно – жесты запоминаются быстро.

После урока мы с Лидией Сергеевной остаемся поговорить о том, как появился этот проект и какое его ждет будущее. Она всерьез обеспокоена ситуацией, в которой сегодня поневоле оказались неслышащие пенсионеры и инвалиды:

Когда социальный работник приходит к пожилому глухому человеку, ему нужно с ним поговорить: представиться, рассказать кто он, какую помощь может оказать, расспросить пенсионера, что ему необходимо. Кому-то, возможно, нужно сходить в магазин или сделать уборку. Или, может, просто поговорить полчаса. Такая помощь оказывается слышащим пенсионерам, и хотелось бы, чтобы подобная поддержка предоставлялась и глухим. Ведь социальное обслуживание на дому – возможность пожилому человеку остаться жить у себя дома, где все родное и знакомое, а не обращаться в дом престарелых. Это выгодно и государству, потому что обслуживание пенсионера социальным работником обходится дешевле.

Лидия Сергеевна рассказала, что перемены начались с тематической конференции в апреле, на которой присутствовал начальник ТЦСОН Советского района Николай Анатольевич Орел. Она расспросила его, как отделение обслуживает глухих пенсионеров, есть ли сотрудники, владеющие жестовым языком. Начальник ответил, что к ним никто с этим не обращался. Работники прежде только проверяли условия проживания неслышащих. И рады бы помочь им, но языка не знают. Но вопрос заставил его задуматься, и через некоторое время он сам позвонил Лидии Сергеевне, предложил организовать курсы жестового языка для сотрудников.

Занятия начались уже в октябре. Раньше встречались раз в неделю. Потом, так как социальные работники очень загружены, да и сама Лидия Сергеевна занята преподаванием в университете, решили, что будут встречаться раз в две недели, но на более продолжительное время. Продолжительность курса не определена, но точно известно, что занятия будут продолжаться до лета.

Работа Лидии Сергеевны не оплачивается, но она занимается ею с энтузиазмом:
Большой объем материала поначалу пугает учащихся. Ведь сотрудники раньше никогда с глухими людьми не общались. Позже планируем закачивать в мобильные телефоны программу перевода жестового языка на русский. На занятия ходят всего четыре человека, но это потому, что самих работников, обслуживающих людей на дому, немного. В дальнейшем, возможно, будем обучать и сотрудников дневного отделения ТЦСОН. Тогда глухие люди смогут приходить, учиться чему-нибудь и сами учить, многие ведь вяжут хорошо, занимаются творчеством.

Лидия Сергеевна Димскис обучает жестовому языку не только социальных работников ТЦСОН. Мне довелось побывать и на занятии в Государственном институте управления и социальных технологий БГУ. Второкурсники отделения социальной работы учатся жестам, чтобы в будущем организовывать работу в центрах и помощь на дому, доступную не только слышащим людям. Планируется, что они сами будут обучать жестовому языку социальных работников. Ребята очень ответственно подходят к изучению этого предмета – меня приятно удивило то, что всего лишь за семестр они научились дактилировать и объясняться жестами не хуже тех, кто давно владеет жестовым языком. Кстати, в университете в следующем году обещают организовать курсы жестового языка под руководством Лидии Сергеевны Димскис для студентов и всех желающих.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА, заведующая отделением социальной помощи на дому:
«Советский район Минска – это район пожилых людей. Именно у нас самое большое по городу число людей, стоящих на учете, и это количество будет неукоснительно расти. А в Минске всего два дома-интерната общего типа, и попасть туда весьма затруднительно. Отмечу, что социальная работа не предполагает иждивенчества. Пожилой человек в состоянии многое сделать сам. Мы же оказываем жизненно необходимые услуги. Самыми популярными являются: покупка и доставка продуктов, и лекарств, оплата коммунальных услуг, вынос мусора, влажная уборка. Но нужно помнить, что социальный работник именно поможет, а не сделает за пенсионера.
Мы работаем по заявительному принципу. Если человек обращается, мы к нему приходим. Ранее у нас на учете была только одна подопечная, которая не слышит. Сейчас обращаются и другие. Мы заинтересованы в том, чтобы социальный работник находил контакт с этими людьми. Главная задача – завоевать доверие пожилых людей. В работе с пожилыми людьми с нарушениями слуха трудности заключаются в установлении контакта. В дальнейшем мы планируем продолжать работу, улучшать качество обслуживания, расширять штат социальных работников
».

Ольга ГРИЦЕНКО
Фото автора

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.