Родители — дети — учителя: вместе и без барьеров

Рубрики: Новости.

Третий год в новом микрорайоне Минска «Брилевичи» в СШ № 25 в интегрированных классах начальной школы вместе с обычными учениками занимаются дети-инвалиды. Все условия для безбарьерного обучения налицо в этом столичном учебном заведении. Представители Офиса по правам людей с инвалидностью организовали журналистам экскурсию по образцовой школе.

 

Многодетный микрорайон

В районе проживает большое количество многодетных семей и молодых семей с малолетними детьми. В начальной школе из 495 учеников 11 – дети-инвалиды. ДЦП с сохраненным и несохраненным интеллектом, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата – диагнозы юных учеников. Классы расположены так, чтобы дети как можно больше двигались. Гости в этой школе – дело обычное.

«Общество необходимо шаг за шагом приучать к тому, что дети с разными физическими возможностями могут жить вместе», — говорит Марина Ильина, директор СШ №25.

Сама перенимала опыт в аналогичных школах в США. Разницу между системами отмечает огромную. Прежде всего, в организации ухода за детьми с инвалидностью. Каждого американского школьника-инвалида сопровождает и оказывает ему помощь ассистент. В «царстве» Ильиной на все начальные классы одна — единственная помощница, и даже не педагог. Оклад ее около 400 тысяч рублей. «Предпочитаю, чтобы в школе работали родители детей, которые здесь учатся», — делится Марина Ильина.

Уборщиц она набирает из контингента неблагополучных мам. Ответственность и строгость директора стимулирует тех подчас даже отказаться от употребления алкоголя.

Школа рассчитана на 1200 учеников, в ней в настоящий момент обучается 980. В одну смену. Здесь принимают всех. Вход в школу и коридоры оборудованы пандусами. Ключ от лифтовой комнаты есть у каждого ребенка, который передвигается на коляске.

«Вместе к намеченной цели!» — лозунг с эмблемы школы. На ней изображена и кисточка – в школе работают классы с художественной направленностью. Каждый первоклассник на стене холла крепит плитку из глины со своими фамилией и именем. Через 20 лет можно подвести к ней своих собственных чад и показать, с чего началась школьная биография. «В процессе изготовления плитки ученики развивают мелкую моторику, воображение», — разъясняет Татьяна Бондаренко, заместитель директора по учебной работе СШ № 25.

В кабинете «леготеки» мы встретили трех учеников-первоклашек. Здесь изготавливают работы из деталей конструктора «лего», дети развивают пальчики, координацию движений и фантазию. Подобные кабинеты существуют лишь в двух школах Минска. При помощи «лего» школьники изучают и обычные предметы: математику, «Человек и мир». От игры до серьезных занятий – один шаг, как раз то, что и нужно в начальных классах. Конструктор «лего» используют здесь в случае необходимости и для проведения психологической коррекции. Методику «леготеки» с успехом практикуют в Японии, России. «Мы только начинаем леготерапию, — рассказывает Марина Ильина. — К сожалению, белорусских аналогов таких конструкторов пока нет, поэтому закупаем датские. Сегодня для того, чтобы оснастить легокласс, требуется 10 миллионов белорусских рублей. Денежную помощь на эти цели нам оказывают родители учеников».

Школу в буквальном смысле педагоги «смастерили» вручную — на стенах вы увидите смешных разноцветных человечков, спешащих по своим делам; в холлах декоративные скамейки, выполненные в технике декупаж. 25-я школа — маленький образчик того, каким должно быть наше общество в идеале. Общество без барьеров, стереотипов и предрассудков в отношении людей с физическими ограничениями.

 

Учитель под присмотром родителей

В этом классе на уроках всегда присутствует один или двое родителей школьников. Ведь два ученика в интегрированном коллективе — инвалиды. «Учитель под присмотром»,- шутит директор школы. «Мне было бы тяжелее работать, если бы рядом не было этих взрослых»,- признается учительница начального класса Ольга Сасина.

В кабинете коррекционных занятий знакомимся с 9-летним Елисеем. У мальчика — ДЦП, разговаривает он с трудом. Елисей — парень сообразительный. Родители приносят на уроки ноутбук, на котором он и математические задачи решает, и предложения пишет. Руками не может, зато подбородком — без проблем!

Передвигается Елисей исключительно на коляске либо на велосипеде, управлять которым помогает мама, она часто приходит вместе с сыном на занятия. «Родители борются за этого мальчика ежеминутно, ежесекундно!» — радостно констатирует Марина Ильина.

Библиотека здесь с интернетом и огромным книгохранилищем. Выставочный стенд «Наша пресса на все интересы» собрал всевозможные детские журналы в одном месте. Детей «выставка» заинтересовывает, судя по количеству любопытных, которые скапливаются перед полками с периодикой.

Директор СШ №25 говорит:

— Деньги мы зарабатываем и сами, организовали курсы раннего развития для малышей от 1,5 года до 6 лет. Невысокие цены и отличная репутация школы привлекают. Мы стали «зажиточными», создали внебюджетный фонд, из которого помогаем нуждающимся семьям или покупаем дополнительный инвентарь для занятий. Например, швейные машины «Вrother» для уроков труда для девочек, печь для изготовления керамических поделок. Глину используем и на уроках арт-терапии.

Директор на протяжении экскурсии не перестает хвалить учителей, которые воспринимают присутствие на уроках учеников-инвалидов как нечто само собой разумеющееся.

В этой школе они во всем вместе: родители — дети — учителя.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА

 

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.