«Полезно по-настоящему то, что красиво»

Поддержи

http://povod.tut.by

Понятие «учебный год» у талантливого преподавателя Марии Валентиновны Никифорович не совпадает с общепринятым. С тем, который начинается 1 сентября и заканчивается поздней весной. Она добровольно и бесплатно обучает детей рисованию прямо у них дома. Среди учеников этого педагога и инвалиды.

У необычного учителя, понятно, и ученики бывают необычные. Болезнь Лии — церебральный паралич. Мама девочки настойчиво просила сотрудниц учреждения Дворец внешкольной работы «Золак» помочь научить ребенка рисовать. Год Мария Валентиновна в мороз, в дождь, в жару ездила к пятилетней Лии на квартиру, обучала ее основам изобразительного искусства, лепке, конструированию из бумаги. Девочка – инвалид вначале необычайно радовалась каждой встрече с домашним педагогом. Затем ее усердие заниматься трудоемким искусством охолодело. «Найти контакт с таким ребенком сложно. Она не отвечает прямо на поставленные вопросы как обычные дети. Нужно приложить усилия и догадаться, что девочка на самом деле хочет сказать. Но все же научить рисовать ее проще, чем научить ходить. Работать с Лией интересно, хотя время от времени трудно избегать желания достичь большего». Мама любимой дочке всегда отдает много сил. Лия очень способная. В пять лет девочка научилась хорошо читать. Мария Валентиновна никогда не устает общаться со своими воспитанниками. Хотя заметила, что раньше — до «века компьютеризации» — дети воспринимали мир глубже. «Были более устойчивы в своих целях, не такие как нынче взвинченные и чрезмерно активные», — делится Никифорович. По мнению этого опытного педагога, слишком уж изменился портрет современной школы, почти равнодушное отношение к ученикам там удручает Марию Валентиновну. ««Нищают» наши дети как личности», — констатирует она.

Мария Валентиновна 25 лет работает преподавателем во Дворце внешкольной работы «Золак». Шестнадцать выпусков насчитывается в ее биографии в изостудии «Майстерня», которая организована «Золаком» в Заводском районе Минска. Обучаются в ней дети с семи лет, посещают занятия после школы. Никифорович очень занятой человек, но никогда не отказывала в помощи детям – инвалидам. Вспоминает Пашу Бородюка. В «Майстерне», которая в летний период вывозит своих учеников на пленэры, никто не знал, что у Павла есть инвалидность. С ним случались разные неприятные истории: мальчик часто падал и разбивал лицо и руки. Стоит ли рассказывать, сколько неприятных минут пережили по этой причине педагоги «Золака»? После узнали от мамы, что мальчик падает из-за болезни опорно — двигательной системы, а не по недосмотру учителей. В своем воспитаннике Мария Валентиновна по-прежнему видела только талантливого человека. О цене, которую приходится платить, чтобы взрастить способности ребенка-инвалида, не задумывался никто из золаковских. А как же радовалась Мария Валентиновна, что в нынешнем году ее Паша выразил желание поступать в Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова! Четыре года его занятий в «Майстерне не были потрачены впустую! Иногда отношения между детьми с ограниченными возможностями и преподавателями «Золака» перерастают в дружеские и остаются таковыми долгие годы. Так коллега Марии Валентиновны Никифорович, Марина Викторовна Бекеева учила рисованию инвалида Гришу Мазоля, для этого 14 лет ходила на дом к «Маленькому Шагалу» (так потом в Германии назовут художники – знатоки этого талантливого белорусского мальчика).

Академическое рисование и роспись по дереву – дисциплины, которые преподает Никифорович в «Майстерне» сегодня. В группах у нее 7-10 учеников. «Все ребята, которые прошли обучение в нашем внешкольном заведении, можно сказать, «нашли себя» в жизни. Здесь мы помогли им становиться личностями. Я прослеживала судьбы целых поколений и пришла к выводу: детям очень полезно заниматься творчеством».

Мария Валентиновна – мама троих детей. Все они рисуют. И рисуют хорошо. Старший сын уже окончил Белорусскую государственную академию искусств по специальности дизайнер. «Учеников учить легче, чем собственных сыновей,- делится педагог Мария Валентиновна, — Понятно, что маму родные дети воспринимают и слушают не так как обычного учителя. Потратить три часа для объяснения сложной композиции могу только на работе. Чужим детям при обучении рисованию, я уделяла всегда больше времени, чем своим. Наверное, на этом и строится педагогика. Уверена в том, что дело, которое мы делаем в «Майстерне» никогда не умрет. Керамика, соломка, роспись по дереву – живое и полезное искусство. Полезно по — настоящему то, что красиво».

Татьяна ЛЕБЕДЕВА

 

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.