Дети без будущего?..

Рубрики: Новости.

Более года выписываю газету, хотя сама инвалидом не являюсь. Я имею ребёнка-инвалида, девочку 13-ти лет с психоневрологическим заболеванием. Хотелось бы добавить свое мнение к статье «Зачем вам работа, если есть пенсия?!»(№20 от 20.05.2011 г.).

Девочка моя уже более девяти лет на инвалидности. И если ранее у меня были более радужные надежды на будущее, то теперь они меркнут, понимая, что работы этому ребёнку не будет. Будет хорошо, если ей продлят инвалидность, и она будет существовать на хлебе и воде. А если не продлят? Конец? Будет как-то существовать, пока мама жива. А потом?

Дочка моя учится в классе вспомогательной школы I отделения. Учителя замечательные, очень много дают детям и в плане обучения, и дисциплины, и даже внешнего вида. Хорошо, что в таких классах большая часть программы: предмет – труд. И наши дети действительно умеют вязать, вышивать крестиком, шить, готовить, мальчишки любят мастерить. Они умеют пришить пуговицу и крючок в куртку.

Работа по реабилитации ведётся по всем направлениям: учитель, психолог, логопед-дефектолог, психиатр обучают таких детей социально адаптироваться в обществе. Родители стараются эти навыки укрепить.

Но, несмотря на большое количество плюсов, есть один огромный минус. Слово «спецкласс» перегородило дальнейшее будущее ребят. На деле эти дети — изгои и ненужные люди для общества. Они не имеют права работать (из статьи: «…вдруг что-нибудь выкинут…»). Мальчишки в классе плакали, когда узнали, что им никогда «не светят» права на вождение автомобиля, и они никогда не проедут даже на скутере…

А ведь эти дети мечтают работать и зарабатывать. Тем, кто достиг 14-летнего возраста, Центр творчества детей и молодёжи предоставляет работу: выращивать овощи, полоть грядки, убирать мусор… За свой труд они получают зарплату. Детям с психоневрологическими заболеваниями перечисленная выше работа действительно по душе. Может, Бог компенсировал заболевание любовью к земле, к растениям и животным. На поверку – это добрейшие, ответственные молодые люди. К тому же, у многих из выпускников «спецкласса» – не психоневрологическое заболевание, а лёгкая умственная отсталость (в связи с тем, что некоторые из неблагополучных семей, и их воспитанием никто не занимался, – они просто педагогически запущены). Но в нашем классе все дети, к счастью, видят, имеют руки, ноги. Но о выпускниках «спецкласса» почему-то забывают, их навыки и опыт работы никому, оказывается, не нужны.

Меня и других родителей очень волнует будущая судьба наших детей. Ведь через два года они окончат школу и выйдут «в люди». Где-то в душе теплится надежда: все-таки еще два года, может что изменится. И если детки с ограниченными физическими возможностями все-таки имеют шанс получить высшее или среднее специальное образование и в дальнейшем — хорошую профессию, то дети с психоневрологическими заболеваниями такого шанса не имеют.

На мой взгляд, необходимо что-то изменить, доработать программу реабилитации. И в конце обучения компетентная комиссия по всем критериям должна протестировать ребёнка и подтвердить (или опровергнуть): достаточно ли данный человек, после 10-годичного обучения реабилитировался и социально адаптировался. Хотя бы для таких работ, как грузчик, дворник, уборщик, фасовщик и других, не требующих отличных знаний по физике и английскому языку. Ведь сегодня простых рабочих не хватает, а трудоспособные дети с ярлыком «спецкласс» пополняют ряды бомжей и алкоголиков.

В этой связи хотелось бы рассказать о выпуске 2009 года (всего в классе вспомогательной школы было 11 человек). Из них 7 девочек (!) употребляют алкоголь, одна из них с трудом заканчивает ПТУ. Двое невостребованных мальчиков – завсегдатаи уличных «компаний алкоголиков», ведь там их понимают. Третий – сидит дома с мамой. И только одному пока повезло – мама всеми правдами и неправдами уговорила знакомого директора зачислить сына дорожным рабочим. Он с удовольствием трудится вот уже почти два года, имеет замечательную характеристику начальства: ответственный, трудолюбивый, без вредных привычек. Он сам зарабатывает, покупает одежду, продукты, сам готовит. И мечтает построить жилье, создать семью…

Но знакомый предупредил: если будет проверка, придется юношу уволить. А матери слышится: «выкинуть на улицу»…

И я беспокоюсь: каково же будущее моей дочери?

Екатерина ВОЛЧЕК,

Гродненская обл.

 

Комментарий редакции

О непростом отношении в обществе к людям с ограничениями свидетельствует не только жизненный опыт, но и социологические опросы среди этой категории граждан.

– Дети-инвалиды практически полностью охвачены системой специального образования, предполагающей всеобщий охват детей с особенностями психофизического развития и реализацию принципа «Все дети обучаемы», – пояснила Светлана ШЕВЧЕНКО, директор НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

– Многие инвалиды могут и хотят работать. Насколько им легко реализовать это желание?

– Опрос показал, что уровень занятости инвалидов невысокий. Чаще всего инвалиды остаются вне быстро изменяющегося мира. Лишь 17% инвалидов всех групп работает.

Уровень занятости инвалидов отличается в зависимости от региона страны. Наиболее высокий удельный вес работающих инвалидов отмечен в городах.

– А предпринимают ли инвалиды попытки трудоустройства самостоятельно?

– Инвалиды, которые не работают, но желали бы трудоустроиться, отмечали ряд сложностей, с которыми приходится сталкиваться. Основным препятствием для трудоустройства опрошенные считают ограниченность тех видов работ, которые они могут выполнять в связи с инвалидностью. Многие указали, что наниматели не хотят брать их на работу из-за инвалидности. Инвалидам первой и второй группы необходима работа на дому, что обуславливается тяжестью их заболеваний и ограничений. Некоторым нужен особый график работы, постоянный сопровождающий, специально организованное рабочее место.

Подготовила Лилия ЗИЗИКО

 

 

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.