Путешествие в… историю

Рубрики: Новости.

Увлекательное путешествие в мир стародавнего быта и древних профессий совершили учащиеся Чеховщинской вспомогательной школы-интерната – дети попали в музейный комплекс старинных народных ремесел и технологий «Дудутки». Мероприятие было организовано в рамках проекта «Дети» Фонда имени Преподобной Евфросинии Полоцкой.

Экскурсия началась с посещения гончарной мастерской, где ребята смогли увидеть, как мастер из куска глины лепит сосуд. В это время экскурсовод Анна Бобровник увлеченно рассказывала об истории этого ремесла на территории Беларуси. А зародилось оно в X веке, когда появились первые гончарные круги. Изначально изделия лепили вручную без последующей термической обработки. Постепенно основным компонентом формовочной массы стала глина, в которую для увеличения прочности добавляли сухую траву, лубяные волокна, толченые раковины, песок. О профессионализме белорусских гончаров свидетельствует тот факт, что на протяжении многих столетий их изделия массово вывозились на продажу за границу.

Ребята узнали интересные факты о сушке сырой керамики и ее обработке. Это традиционно вощение, обвар, дымление и покрытие стеклянной глазурью. Особый интерес у юных посетителей вызвала мастерская деревообработки, ведь многие из них в школе на уроках труда осваивают резьбу и изготовление картин из дерева.

Исследователи предполагают, что в X-XII веках в белорусских городах деревянные предметы бытового назначения изготовляли не ремесленники, а сами местные жители, с детства владевшие необходимыми навыками. Практически каждый взрослый мужчина мог сам поставить (или же, по-старинному, «срубить») хату и хозяйственные постройки. В этой трудоемкой работе ему помогали родственники и односельчане.

Ребятам продемонстрировали старинные изделия: рубанки, коловороты, угольники, рейсмусы. Особо всех восхитила старинная дуда, похожая на шотландскую волынку, на которой работница музея виртуозно «продудела».

В мастерской соломоплетения школьники узнали, что в Беларуси делают изделия из соломы издавна. Соломой покрывали крыши жилищ, она шла на подстил и корм скоту, обувала и одевала человека, служила постелью, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Из соломы изготавливали домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

В мастерской ткачества ребята также увидели много красивых изделий. Экскурсовод рассказала, что люди освоили первые элементы ткачества еще в каменном веке (XIII-VII тыс. до н.э). Первыми ткацкими изделиями были плетеные из растительного волокна одежда, обувь, подстилки. Одним из первых растений, использовавшихся для получения ткани, была обычная крапива. Однако ткань из нее получалась очень грубой, поэтому со временем крапиву заменили на лен, шерсть и хлопок. Любая девушка с малых лет умела ткать пояса, рушники, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое.

Очень познавательная беседа состоялась с детьми в хлебопекарне. Им рассказали, что с детства у белорусов воспитывалось чувство уважения, бережливости в отношении к хлебу. Большим грехом считалось уронить на пол хотя бы одну крошку, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Остатки хлеба никогда не отдавали домашним животным и не выбрасывали, их высушивали и делали из сухарей квас.

С хлебом связано множество традиций. Перед выпечкой на первой сделанной булке рукой делали крест, освящая тем самым всю партию хлеба, а съедали эту булку всегда последней. Согласно народному обычаю, целый бохан хлеба нельзя было ломать руками, его нужно было перекрестить и отрезать ножом. Нежелательно было начинать новую булку хлеба вечером, считалось, что в таком случае в доме не будет достатка. Хлеб играл важную роль во многих семейных обрядах и торжествах.

В старину белорусам не всегда доводилось есть «чистый», т.е. приготовленный из одной только ржаной муки хлеб. Часто неурожаи, войны, стихийные бедствия заставляли употреблять в пищу ржаной хлеб с различными примесями. Так, «градовый» хлеб выпекался из непросеянной ржаной муки. Если же зерно после обмолота не просеивалось совсем, а только очищалось от крупного мусора и пустых колосьев, то мука из такой ржи шла на приготовление «пушного» хлеба. «Половый» хлеб состоял из ржаной муки только наполовину. Другую половину составляли взятые по отдельности или смешанные друг с другом ячмень, овес, гречиха, пшеница. В годы плохого урожая злаковых выпекали «бульбяной» хлеб из ржаной муки и мятого вареного или перетертого сырого картофеля. Несмотря на приятный вкус и белизну, такой хлеб довольно быстро черствел и приедался. Весной или в годы неурожая часто употребляли «мякинный» хлеб. Основой такого хлеба была овсяная, ячменная, пшеничная или ржаная мякина, а мука использовалась лишь как связывающий компонент. Про такой хлеб говорили: «З мякiнаю лёгка хадзiць, ды цяжка ногi валачыць».

В хлебопекарне ребята с удовольствием продегустировали свежеиспеченный хлеб с изготовленными на подворье музея маслом и сыром.

Во время экскурсии школьники посетили кузницу, мельницу, дом бортника, посмотрели ретроавтомобили и животных в зоопарке, а самые смелые с ветерком прокатились на телеге. Завершился день трапезой в корчме с белорусскими драниками и блинами с травяным чаем.

Вячеслав ЕРМАКОВ

Фото автора

 

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.