Светлое Христово Воскресение

Рубрики: Новости.

И возвестят с высот небес,

Что день настал обетованный,

Что Бог воистину воскрес!

(Иван Бунин)

Пасха – центральное событие в духовной жизни христианина, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. Своей смертью Спаситель искупил грехи всего рода человеческого.

Праздник Воскресения Христова называется Пасхой по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев под предводительством Моисея от египетского плена. Новозаветная Пасха, установленная апостолами вскоре после искупительной смерти и Воскресения Христа, наполнилась новым смыслом – это прехождение от смерти к жизни, исход из жизни греховной и обретение жизни вечной.

Праздник Пасхи самый торжественный, он получил название «царь дней», а также Великдень и «праздников праздник и торжество из торжеств». И неудивительно, что наши предки обставили его множеством обычаев.

Радостное пасхальное приветствие напоминает нам о восторженном состоянии учеников Христовых, внезапно узнавших о Воскресении Его. И тогда они с радостью спрашивали друг друга: «Христос Воскресе?» – и отвечали: «Воистину Воскресе!» Взаимное лобзание – в память всеобщего прощения, примирения, выражение любви.

К особым церковным обрядам относится благословение артоса, или просфоры. В переводе с греческого означает «хлеб». По евангельскому преданию происхождение артоса таково. Апостолы, привыкшие трапезовать с Воскресшим Спасителем, и после Вознесения Его на небо ощущали невидимое присутствие. И, памятуя завет «Я с вами во все дни», оставляли не занятым то место, за которым трапезовал Иисус Христос, и часть хлеба в память о нем.

Артос – прообраз кулича, он имеет литургическое значение, освящение артоса – обряд церковный. Приготовление кулича – благочестивый народный обычай. Артос и кулич украшались крестом, увенчанным тернием, но не было на кресте Распятого – как знамение победы Христа над смертью. По традиции освященные частички артоса, кулича, свечу со службы Великого Четверга, веточку вербы сохраняли в доме весь год, веруя, что эти святыни охраняют от бед и болезней.

У славян языческие суеверия и представления о сути вещей позже неразрывно сплелись с религиозными преданиями. Праздник весны и пробуждения природы, соединяясь с Великим пасхальным торжеством, придает ему особую прелесть и обаяние: природа в это время, по народному убеждению, как бы радостно приветствует Воскресение Спасителя, сопереживает ему. Так, наши предки были уверенны, что в Светлое Воскресение Христово вспышка утренней зари бывает краснее, чем в другие дни, что солнце при восходе трепещет, играет красками, разливается по небосклону.

Подготовила

Галина ПОДОЛЬСКАЯ

 

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.