Судьба резюме

Поддержи

Вначале будет документ. Советую прочитать его внимательно.

Итак: «Мирошников Олег Александрович. Дата и место рождения: 30.01.1995 г., Минск. Семейное положение: холост, детей нет. Контактная информация: тел. 8-029-272-39-57 (МТС), e-mail: miros95@mail.ru. Цель: практическое применение знаний оператора компьютерной графики. Образование: с 2014 по настоящее время – Минский государственный колледж электроники (3 курс). Специальность: эксплуатация ЭВМ и фотография. Средний балл успеваемости – 7,5.

Дополнительная информация: опытный пользователь ПК (Word, Excel, PowerPoint, Access, Photoshop, Lightroom, FotoFusion, CorelDraw). Лауреат 3 степени городского фестиваля-конкурса по фотографии. Инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата. Личные качества: ответственный, коммуникабельный, исполнительный, честный. Веду здоровый образ жизни».

***

Как понял образованный читатель, перед вами конкретное резюме вполне конкретного человека Олега Мирошникова. Резюме в обязательном порядке представляют возможному работодателю. Вдруг он соблазнится данными и пригласит Олега на собеседование. Уяснит его профессиональные качества, честность и общительность. А также узнает, что соискатель – инвалид 1-й группы. Подумает, а стоит ли? Стоит ли брать на работу Олега, если физически он неполноценен? Да, владение кучей программ, опыт, способности, помноженные на труд, – это много. Это очень много. Лично я не владею даже тысячной долей того, что знает Олег Мирошников. Но меня можно научить, к тому я почти физически здоров. Что решит работодатель?

Я не знаю…

***

Семья Олега Мирошникова живет недалеко от меня – в микрорайоне Сухарево. Доехать было просто, найти нужный дом и подъезд – значительно труднее. Мы устроились на кухне и стали говорить. Непростым оказался разговор. Нет, эмоции не зашкаливали, сама тема была, скажем так, скользкая, неудобная – устройство на работу человека с ограниченными возможностями.

Предвосхищая мой традиционный вопрос, Олег ответил просто:

– Это была ошибка врачей, – улыбается он. – Что ж, приходится жить таким…

Передвигается по квартире Олег с помощью мамы, Ирины Васильевны, женщины доброй, какой-то домашней. Сама квартира богатой явно не выглядела, обычное типовое жилье, в каком живут тысячи белорусов.

Олегу 18 лет, но живет он здесь 17.

– Знаете, пока дом достроили, мне уже исполнился 1 год, – смеется Олег. – Так что я тут квартирант.

Олег окончил обычную школу со средним баллом 7,5. Решение поступать в электротехнический колледж пришло само собой. Во-первых, двигается он с большим напрягом, с помощью мамы или на коляске. Во-вторых, в колледже был всего один экзамен – конкурс аттестатов. Обучение проходило по двум специальностям: оператор ЭВМ и оператор компьютерной графики. Олег обещал прислать на сайт нашей газеты свои работы – пусть читатели и возможные работодатели убедятся в его деловых качествах. (Пока пишу, наш редактор сообщает, что фото Олега уже в редакционном портфеле).

***

Взяли Олега в техникум без проблем. Правда, учиться ему пришлось с детьми с нарушением слуха. Они усваивали материал медленно, с ними работал сурдопереводчик. Таким учащимся делают много поблажек. Это правильно и мудро.

– Моя проблема, – говорит Олег, – в том, что мой мозг работает медленнее, пишу тоже медленно. Но все равно стараюсь. Смотрю на других и пытаюсь сделать быстрее.

До колледжа Олег учился в обычной школе. Там он приобрел необходимый опыт. Там тоже учились инвалиды. Хотя это был обычный класс. Занятия в таком классе и дали нужный опыт. Отдельный вопрос – дети, которые учатся дома.

– Я знал одну девочку, – вспоминает Олег, – она училась дома. И вот пришла она в наш класс. Я видел, как ей тяжело – думать и соображать у нас нужно быстрее. Не привыкла она к таким скоростям…

Тут уместно сравнение со стайерами и спринтерами. Если спринтера заставить бежать 10 тысяч метров с его обычной скоростью, он выдохнется на первых пятистах метрах.

– У меня уже мозг был натренирован быстро думать. В нашем классе занимались дети с разными нарушениями – мы были первооткрывателями этого нового вида обучения.

Подтверждаю: да, Олег с трудом передвигается, но в нашем разговоре он мне ничем не уступал.

***

Вначале проблемы возникли у педагогов. Это понятно: впервые у них появились такие ученики, с физическими и психическими отклонениями. Был, так сказать, процесс притирания учителей к ученикам и наоборот. Потом возникло взаимопонимание.

Дома Олег практически не учился. Но все же колледж был расположен на улице Кнорина, не так уж далеко от офиса нашей редакции. Тем не менее ехать из Сухарева в центр Минска?

– У нас там в классе все были такие, как я, – вспоминает Олег. – Вы знаете, в таком классе легче учиться. Потом общеобразовательная программа. Один год я учился дома. Но по этой программе не было английского и белорусского языков. У меня дома была хорошая учительница, она мне сильно подтянула белорусский. А вот английский…

Без английского компьютерщику никак. Поэтому английский в колледже начали с первого курса.

– В колледже, собственно говоря, есть два английских: обычный и специально для компьютерщиков. Понимаете, в обычном английском выражение может означать одно, а в компьютерном сленге – совершенно другое. Приходилось изучать термины, характерные только для компьютерщиков. Хватало разных приколов с этими терминами…

***

Отдельная тема – поездки в этот самый колледж. Это целое приключение. Олег прямо заявляет:

– Я учусь только благодаря доброте родителей моего друга.

Он тоже учится с Олегом в одном колледже. Каждое утро вся компания садится в автомобиль соседа и едет в колледж. Слава Богу, такие неравнодушные люди еще остались. Низкий поклон. В то же время добираться до места учебы общественным транспортом нереально. Забраться в троллейбус парню с ДЦП, да еще тащить инвалидную коляску – это что-то из фильма ужасов.

***

Трудоустройство инвалида. Это такая обширная, волнующая, горячая тема, что лучше оставить на время эмоции и обратиться к фактам.

В принципе, колледж помогает трудоустройству своих выпускников. Правда, при этом не устает напоминать: ищите работу сами. Прелесть, просто прелесть. Колледж – государственное заведение. Ну а если государственное, то оно должно гарантировать своим выпускникам трудоустройство. Помилуй Бог, я говорю не о здоровых выпускниках, я имею в виду прежде всего инвалидов. Здоровые, в конце концов, не пропадут.

– Выпускникам нужно в обязательном порядке отработать по распределению год после окончания, – объясняет Олег. – А не захочешь, или у тебя не будет возможности, тогда на тебя подадут в суд. Тогда выпускник должен будет выплатить сумму, которую государство израсходовало на его обучение.

– О какой сумме идет речь?

– У каждого по-разному, но говорят о 70-80 млн старых рублей. У меня-то пенсия по инвалидности всего 200 рублей (новыми)!

Маме Олега повезло больше: она вышла на пенсию раньше всем известного указа об увеличении пенсионного возраста. Его отец, Александр Александрович, тоже на пенсии, но подрабатывает охранником. Так живет большинство.

– Я не скажу, – замечает Олег, – что все уж так плохо. Но денег все равно не хватает. Вот отец моего друга возил нас в колледж, так на бензин и прочее уходило около 200 рублей. Я думал дальше учиться… Да не судьба, видно. Мой друг заканчивает колледж, и возить меня будет уже некому. Правда, ходит 38 троллейбус. Когда хорошая погода, можно ехать, плохая – сиди дома…

– Девочка у нас одна учится, – вспоминает Олег. – Живет она на Каменной Горке, добирается на костылях до Зеленого Луга два часа! Увидишь – сердце сжимается…Палочка поехала по льду, и она упала… Завуч у нас хороший, Светлана Леонтьевна, она все это понимает. Дети ей звонят: мы сегодня не приедем – снег большой…

Шанс на работу – он есть? Во всяком случае, нужна официальная работа. Иначе придется вернуть государству потраченные на обучение Олега Мирошникова деньги. Да разве ж и не хочется применить себя в своем деле?

Сергей ШЕВЦОВ

Фото из архива Олега Мирошникова

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.