Вчера зритель, завтра режиссер

Рубрики: Новости, Проекты.

2016 год оставил после себя много полезного. В этом году Виктор Красовский подарил нам прекрасный бескомпромиссный

Фото Юлии ЛАВРЕНКОВОЙ

фильм о нашем отношении к инвалидам «Души мертвые». На радость будущим студентам МРЭК научилась писать в индивидуальной программе реабилитации лишь противопоказанные профессии вместо списка разрешенных. В 2016 году остался проект Мастерской социального кино «Новый взгляд». Зато в новый 2017-й перешло 12 студенческих видеороликов, некоторые вы непременно увидите по ТВ, а, например, «Ты можешь больше, чем думаешь» уже отправляйтесь искать в интернете. За пару дней до Нового года Мастерская социального кино подвела итоги.

Проект «Новый взгляд» – это четыре бесплатных курса. На сценарно-креативном разрабатывали социальную рекламу под руководством рекламиста Яна Карпова, сценариста фильма «Любовь-морковь» и режиссера перенасыщенного белорусскими мемами «ГараШа» Андрея Курейчика. Студенческие сценарии реализовывались на режиссерско-операторском курсе от режиссера и продюсера, основателя Минской киношколы-студии Андрея Полупанова и оператора Александра Алейникова (кстати, снимал «Души мертвые»). Киноаналитик Максим Жбанков преподал историю киностилей ХХ века. Пройти процесс создания видеоролика от сценария до монтажа позволил интенсив «Социальный ролик за 4 дня» от Андрея Полупанова (такой вброс в профессию активно советуют новичкам организаторы). Ничего из этого людям с инвалидностью не удавалось изучить в университетских рамках. Еще «Новый взгляд» – это круглые столы на тему образования и трудоустройства людей с инвалидностью в креативной сфере, на тему образа человека с инвалидностью и инклюзии в социальной рекламе и кино.

«Новый взгляд» – это неформальные методики, упор на практику и работа в команде. Это 471 заявка. Как минимум 20% из них подали люди с инвалидностью. Программа малых грантов Посольства США в Беларуси и Министерство образования в первую очередь поддержали проект за инклюзивность.

– Мы не старались искусственно привлечь как можно больше людей с инвалидностью. В форме заявки даже не было такого пункта, но был вопрос о дополнительных условиях. На основе этого показателя у нас приблизительно 16% людей с инвалидностью на всех курсах проекта, – отметил его координатор Константин Воробей.

Конкурс устроили по заявкам-мотивациям. «Скидок» на инвалидность никто не делал, некоторым людям с инвалидностью также приходилось отказывать. Такое ощущение, что со сложностями, связанными с инвалидностью некоторых участников, организаторы не столкнулись.

– К нам на курс пришел глухонемой парень, мы нашли девушку-волонтера, которая переводила ему весь курс. Он написал сценарий, снял ролик, нам только надо помогать ему со звуком, – даже для него учебная программа не потребовала никакой корректировки. – Наши занятия проходили в бизнес-центре «Титан». Казалось бы, новое здание, пандусы есть, но они не очень удачно расположены, приходилось петлять и просить открывать дополнительные входы. Но охранники быстро адаптировались, – а еще, говоря о проблемах студентов, Константин Воробей называет неверие в себя.

«Новый взгляд» – это 85 участников. Это 19 сценариев, 12 видеороликов.

Проект доказал, что при интересе к кино и таланте социальный ролик может снять и новичок, и оператор, у которого одна рабочая рука, и неслышащий парень, доказал, что молодежи и людям постарше интересно работать вместе.

– Я снимаю давно, с 90-х годов. Семья у меня большая, снимал, как дети росли… Оцифровал видео и понял, что нужно уметь его монтировать, – Александр Курлович познавал кино на интенсив-курсе как оператор и монтажер. – Уже вижу, что при монтаже у каждого свой почерк, хотелось бы помонтировать рядом с разными преподавателями. И мне все интереснее и интереснее снимать. Так получилось, что люди с инвалидностью появились в моей жизни именно здесь. С девочками-колясочницами с нашего курса мы переписываемся теперь.

Многие люди без инвалидности, вопреки ожиданиям, свои социальные ролики посвятили инклюзии и безбарьерной среде. Например, постарались объединить зрителей давно знакомой, но милой в исполнении авторов «лентой» добра. Об инклюзии больше половины сюжетов. Главное во всех этих высказываниях – попытка говорить через конкретную человеческую историю, эмоциональный подход, как в короткометражке «Шопинг». Хотя часто психологию героев так и не удается раскрыть в кратком экранном времени.

Во многих таких роликах снялись сами студенты. Героиней сразу нескольких стала Ольга Дорофей:

– У меня была всегда мечта стать актрисой, и это отличный способ ее реализации. Была очень дружелюбная обстановка, безбарьерная среда, но было сложно с точки зрения мобильности, потому что съемка – это смена локаций, это постоянное личное обсуждение, чаты здесь не подходят, – Ольга сама передвигается на коляске медленно, но ей помогают родители и ее молодой человек. – Хотелось бы, конечно, поучаствовать в проекте, не связанном с проблемами человека с инвалидностью. Режиссеру, работая с человеком с инвалидностью, нужно многое под него подстраивать, в этом случае актер должен свои физические особенности окупать чем-то очень существенным – огромным талантом. А еще благодаря проекту я обрела опыт общения с людьми здоровыми, которые не сталкивались с проблемами людей с инвалидностью. Я увидела, какие у них есть стереотипы, какие у нас по поводу здоровых людей.

Темы роликов – от второй жизни ненужных вещей до компьютерной зависимости. Александр Ергулевич, один из самых активных студентов,

Кадр из ролика «Ты можешь больше, чем думаешь».

выпустивший за проект три ролика, предложил посмотреть на часто со скепсисом встречаемую Национальную библиотеку с точки зрения колясочника (сам парень не колясочник, но у него тоже есть инвалидность). Сразу алмаз стал гостеприимнее. Кстати, Александр с 2011 года ведет свой небольшой youtube-канал.

От ироничного «Сотрудничества на равных» о взаимоотношениях работодателя и работника с инвалидностью до серьезного и драматичного ролика о домашнем насилии. А сколько на разные лады об этом говорилось, та же Мастерская социального кино в 2016 году выпустила короткометражку «Половинка меня». Но юная Яна Врублевская направила камеру на предубежденное общество, и тема зазвучала беспокойнее и более зловеще.

От познавательно-лекционных роликов, например, об охране птиц, в том числе от человека, до роликов на грани с игровым кино, как история собаки, которая обрела нового хозяина. От студенческих учебных работ, еще требующих шлифовки, до произведений искусства. Как фильм «Ты можешь больше, чем думаешь» Елизаветы Тарасенко и Юлии Раскоши.

– Идея Лизы Тарасенко. На занятиях каждый выдвигал свою идею, 20 человек – 20 задумок. Потом голосовали, и идеи, которые набирали больше голосов, мы снимали. Совместно с Лизой писали сценарий, рисовали раскадровку, Лиза монтировала, – объясняет Юлия. Ее киноопыт до интенсива ограничивался любительским видео, которое видели лишь домашние. – Я уже себя ловлю на мысли, что не каждый день, так через день у меня появляются какие-то идеи, хочется снимать.

Изначально думали взять классический парный танец. А в итоге в 50-секундном видео современный танец исполняет Александра Городникова. Представьте яркую притягательную девушку, которая танцует так энергично и вдохновенно, что забываешь выдохнуть. Камера ловит нас в этом состоянии и дает общий план танцовщицы. Человек, который 30 секунд назад доказывал бы ограниченность возможностей инвалида, обезоружен.

– У меня на самом деле никогда не было ни знакомых, ни друзей с инвалидностью. Я не знала, как к этим людям относиться. Когда Сашу увидела, мне даже было страшно ее на коляске прокатить. Очень приятные впечатления от общения остались! – признается Юлия.

Видеоролики сняты, что дальше?

Кадр из ролика «Передай добро другому».

– Те ролики, которые вписываются в формат Межведомственного совета по рекламе при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, т.е. ролики до 30 секунд и четко выражающие направление какого-то министерства, отправим на рассмотрение, чтобы они могли как социальная реклама бесплатно размещаться в транспорте и на телевидении. Но большинство роликов не смогли вписаться в хронометраж. Их будем размещать в социальных сетях, есть договоренность с Tut.by, – поясняет координатор проекта «Новый взгляд» Константин Воробей. Некоторые сюжеты уже смотрите на youtube-канале Мастерской социального кино.

К тем сюжетам, которые не успели отснять за учебное время, как то ролик о нарушающих ПДД мотоциклистах или имиджевый ролик МЧС, авторы и организаторы вернутся, как только вернется на дороги мотосезон, а МЧС поддержит съемки.

Мастерская социального кино обещает и впредь равняться на инклюзию в своих проектах.

Кадр из ролика «Бывший друг».

– Есть идея выйти за рамки мастерской, создать ресурсный центр. Оборудования пока у нас немного, но есть. И будем поддерживать консультационно участников, которые у нас обучались, – пообещал руководитель мастерской Андрей Полупанов.

Важно, что организаторы смотрят на свой проект не только с точки зрения бессребреников-творцов, но думают о будущем трудоустройстве своих студентов. Скажем, человек с инвалидностью может не выходя из дома написать сценарий социального ролика некой компании или сделать монтаж, и заработать неплохие деньги. Так в Соединенных Штатах создаются целые цеха, в которых люди с аутизмом делают монтаж и компьютерную графику.

«Новый взгляд» завершен, но, уверена, не может не последовать новый проект. Запомните главное: если вам интересно кино, если вы мыслите кадрами, если вы считаете, что социальная реклама способна менять сознание людей, то такой ролик также можете снять вы. Независимо от опыта, возраста или инвалидности.

Юлия ЛАВРЕНКОВА

Кадры из видеороликов и со съемок предоставлены организаторами

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.