Человек-КЛад: Константин Ладошкин

Рубрики: Культура, Новости.

В солнечном маленьком зале – восемь портретов. Они развешаны на противоположных стенах, по четыре на каждой – глаза в глаза. Входишь в зал – и попадаешь в этот коридор перекрестных взглядов, к которым неловко повернуться спиной, будто к живым людям. Не знаешь, в чьи глаза взглянуть первые. Наконец выбираешь, становишься лицом к лицу и изучаешь человека с портрета, а он изучает тебя.

Такие картины с пытливыми глазами написал Константин Ладошкин. 29 августа в минском Литературном музее Петруся Бровки открылась его персональная выставка «Девиантное искусство». Она проходит в рамках ежегодного культурного интеграционного проекта «Открытый август», инициатором которого стала психолог минского психоневрологического дома-интерната для престарелых и инвалидов № 3 Дарья Яскевич. Именно в этом интернате уже более двадцати лет живет Константин Ладошкин.

О нем как о художнике можно рассказать вот что: Константин Ладошкин – участник группы «Арт-«Ну-во!» и проекта «Беларускае Дэвіянтнае Сучаснае Мастацтва». Работы Константина уже экспонировались на выставках, некоторые из них находятся сейчас в частных коллекциях и музеях Беларуси, Германии, Норвегии и других стран.

Что сказать про Константина Ладошкина как про человека? К сожалению, на открытие своей выставки прийти он не смог: потому что ему было не очень хорошо, объяснила Дарья Яскевич. Я попросила ее рассказать о Константине, ведь что я знала о нем вообще? Только видела десяток его картин.

– Он чудесный человек с довольно тяжелым психиатрическим диагнозом. Но рисует он вопреки этому диагнозу, а не благодаря ему. – Дарья категорически не согласна с тем, что все художники немного сумасшедшие.

– Константину уже много лет, он человек с тяжелым психическим заболеванием, которое сильно влияет на его жизнь. Боюсь, что при его столкновении с действительностью или с обычным человеком, неспециалистом, может возникнуть серьезная проблемная ситуация. Он хороший человек, – повторяет Дарья, и я ей верю, иначе не нашлось бы у нее этих слов: добрый, чудесный… – но болезнь сделала с его мышлением все, что только было возможно.

– Однако он бесконечно талантлив. У него потрясающая композиция, очень четкая, он хорошо чувствует фон. Правда, с цветом есть проблемы (кроме черного и белого, на одной картине был розовый фон, на другой – оттенки зеленого цвета, – авт.) У нас есть предположение, что Константин учился рисовать, хотя бы несколько лет, потому что иногда он говорит, что учился в театрально-художественном. Но никаких документальных подтверждений его образованию мы не нашли, хотя и искали. Близких у него нет, он рос в детском доме, потом учился в школе-интернате. Знаю, что у него была жена, но он ее потерял. Костя вспоминает про нее и очень переживает о том, что у него нет родных.

– Я думаю, что его работы получаются очень хорошими, – продолжает Дарья. – Обычно Константин рисует не совсем такие картины, какие представлены на этой выставке, но я думаю, что эти работы не хуже его предыдущих и, надеюсь, не хуже будущих. В чем отличие между предыдущими и нынешними картинами? Обычно у Кости получаются многофигурные композиции. Сейчас это просто портреты, почти как у человека, который… – моя собеседница подбирает нужные слова – …думает обычно. Такая перемена связана с тем, что недавно у него было обострение, его лечили, и это сказывается и на картинах тоже. Последние картины гораздо проще, но в этом даже есть плюс: они намного четче. Обычно же у него получается коллаж образов.

Такие коллажи, «обычные» работы Константина Ладошкина, тоже были на выставке: два листа бумаги, заполненные фигурами и лицами. Рассматривать их было сложно – очень уж много деталей, но и интересно тоже. И это при том, что на картину Костя тратит в лучшем случае 15 минут.

Свои работы Константин Ладошкин подписывает сокращенно: КЛад. Не знаю, замечает ли он многозначность этой подписи, но мне она бросилась в глаза. Человек-клад, человек-тайна – и в картинах нам видна только самая малость этой тайны. Останется ли неразгаданным Константин Ладошкин, станут ли разгадкой его будущие картины, знает только Бог.

Нина КАЗЛЕНЯ

Фото автора

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.