Хорошая квартира

Рубрики: Новости, Проекты.

Уже начищена, мокнет в кастрюльке картошка. Будет тушеная, с мясом. И чистила картошку Вика. А ее мама еще три месяца назад разводила руками: ну, видать, руки у ребенка не для картошки. А Настя здесь впервые сама вымыла голову. А Володя стал без страха выходить на улицу. И еще много-много обыкновенных открытий случается в этой волшебной квартире. Она находится в Минске в доме по проспекту Любимова, 46, здесь учат готовить, убирать дом, стирать, ходить в магазин, ухаживать за собой молодежь с психофизическими ограничениями. Благодаря проекту Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам эти ребята здесь перестают быть такими уж «особенными», живут, как все. Как у них это получается?

Девочки дорезают салат. Картошка дотушивается, Вика и Володя загрузили продукты в холодильник. После ужина Настя помоет посуду, Володя вытрет. В коридоре висит дощечка, куда на гвоздики ребята под руководством каждый день распределяют, кто за что отвечает завтра – такая вечерняя планерка. Есть еще распорядок дня над каждой кроватью.

Правда, чтобы ввести в сознание ребят важность режима дня, потребовалось немало сил. Но теперь это работает, как заклинание. Во вторник стираем, в среду генеральная уборка, в четверг принимаем гостей. Вот нас, например, принимали собственным нежным сырно-чесночным печеньем и чаем с конфетами. А гостей, к слову, и звать не надо: ребята, посещающие общественную мастерскую «Теплый дом» при предприятии БелАПДИ «АртИдея» регулярно напрашиваются: и помечтать о такой же учебе, и помочь. В общежитие – очередь.

В гостиной.

Открыла такую страницу в истории, как тренировочное сопровождаемое проживание, Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам еще в 2009 году. Сегодня проект финансируется немецкой благотворительной акцией «Renovabis e.V». Учебное общежитие называется «Открытые двери». Это две объединенные двушки: комнаты на двоих, кухня и обязательно гостиная. Да, и обычные соседи, которых присутствие «особенных» ребят ничем не удивляет. Раньше здесь внедряли еще социальную передышку, а первоначально «Открытые двери» работали по принципу дневного центра.

Два парня и две девушки три месяца познают жизнь под руководством четырех специалистов БелАПДИиМИ. Здесь проигрывается правильная житейская модель: днем молодые люди «работают» – девушки ездят в отделение дневного пребывания Московского района, парни – в общественную мастерскую при предприятии «АртИдея». А вечером хозяйничают вместе в общежитии. И должны все успевать! Мамы здесь нет. На выходные ребята возвращаются домой. Хвастаются умениями и выполняют домашние задания от руководителей.

– Не представляла, как Вика будет жить отдельно! Ее ни на шаг не отпустить было. Хотя она очень общительная. Я просто поразилась, насколько она стала самостоятельнее, – радуется Людмила, мама «студентки» Вики. – Раньше, когда ей говоришь что-то сделать, она делала, но ровно столько, сколько ты сказал. А тут ее просишь помыть посуду – она и со стола убрала, и посуду помыла и вытерла. У нее теперь есть книжечка с рецептами. На этих выходных она сама, никто ей ничего не говорил, нашла в интернете рецепт манника, решила его приготовить. Только чуть-чуть ей понадобилась моя помощь. Раньше боялась Вика из дома выходить одна, а сейчас она спокойно ездит в территориальный центр, в магазин идти – первая. Буду давать ей дома больше свободы!

Инструкции повсюду.

– Вот кто-нибудь их учил бить яйца? Они бьют по носику и боятся! Они боятся солить. А уж попробовать горячее, как посолили! Дело в том, что мы за них вообще ничего не делаем. Хотя в первую неделю у них глаза огромные были – не привыкли. Мы их только стимулируем. И инструктируем: берите кастрюльку, ставьте воду… Потом они уже сами это знают. И хвалим. Они тогда готовы горы свернуть, – открывает секрет специалист проекта Мария Синякевич. И добавляет: – Они мне как внуки, как дети. С ними очень приятно, они такие непосредственные, искренние.

Хотите спросить, почему мамы не справились научить своих детей быту, хотя знают их лучше чужих специалистов? Нет, не просто специалистов – они научились мыслить, как человек с инвалидностью. И вот что из этого получается…

В ванной, на холодильнике, на кухонных шкафчиках – всюду инструкции в картинках. Нет, ребята грамотные, но язык альтернативной коммуникации универсален и цепок. И, пожалуй, убирает с обязанностей флер приказа. Без наблюдения и напоминания ребята жить не смогут. Иначе Володя не путался бы, не стелил бы периодически простынь поперек.

Особенности каждого диктуют стиль и скорость обучения. Парни попались очень самостоятельные. Володя старший, ему скоро 25, дома до проекта даже готовил, умел выбрать товары в магазине, но его нужно контролировать в распоряжении деньгами. Самый подготовленный к жизни Артем. Только такая особенность – не доводит дело до конца. Настя оказалась самой слабенькой в развитии всех бытовых навыков. Проект доказал, что ее «неуспеваемость» от недостатка домашнего внимания. Я видела, как Настя, не получавшая дома на кухне никаких поручений, режет салат. Пока как усердный первокурсник, склоняясь над доской, присматриваясь к размерам кусочков. Ребята никогда не смогут жить без сопровождения, но после учебы им понадобится скорее внимательный глаз, нежели чьи-то руки.

Та самая доска обязанностей.

– Настя очень сильно поменялась. Когда пришла, называла всех тетями – сейчас по имени отчеству всех знает. О себе говорила в третьем лице. У нее речь даже стала лучше, – хвалит куратор проекта Татьяна Гришан. – Ребята у нас прекрасные! Добрые, воспитанные, отзывчивые – если попросишь помочь, они гурьбой. Очень приятно, когда мальчики ухаживают за девочками: вешают и подают пальто. И мы их учим не просто себе чай заварить, а предложить другому. Это все от сотрудников – у нас очень хороший коллектив. Здесь ребята в кучке, друг за дружку – у них своя микросреда. Создается такой ареол успеха, им хочется делать. Один дома рецепт какой-то попробовал – я тоже хочу принести и угостить.

На проекте же приходилось учить пользоваться стиральной машиной, духовкой, учить гладить. Осваивают мультиварку – для таких ребят это очень удобный и надежный помощник. Но не менее важно научить, как провести свободное время. Такие ребята зачастую отдыхают одно-
образно. В первую очередь из-за замкнутости их жизни. Ходили в боулинг – и влюбились в него, в музей кота, в кино на мультипликацию, в кафе.

– Перед этим они целых три месяца тренировались есть ножами и вилками. Для них кафе – это досуг, они редко посещали такие места. Шикарно: практически ничем нас не выделяли из толпы, никто на нас внимания не обращал. Как будто они все время ходили в это кафе, – улыбается Татьяна Гришан.

А после ужина с полным правом можно поиграть, скажем, в шашки, посмотреть кино по компьютеру, выйти на переписку с друзьями. Вначале на это оставалось мало времени после уборки и обучения: курсы бережливости, экономии, безопасности в быту, эковоспитания. Сейчас ребята справляются быстро.

Человек 60 прошли через общежитие «Открытые двери». Если начинали со «студентов» с легкими и умеренными ограничениями, то теперь на

Посиделки в кафе. Фото Александры ТИТОВОЙ

учебу попадают и ребята с множественными нарушениями.

– Конечно, интересуемся своими выпускниками! Кто-то ходит к Наталье Амплеевой в мастерскую, в «АртИдею», в ТЦСОНы. У многих очень сильно меняется жизнь. А у некоторых и нет – зависит от того, стимулируют ли родители пользоваться новыми навыками. И самим родителям легче было бы, если бы ребята как можно больше делали сами, – уверена Татьяна Гришан.

Конечно, три месяца – очень мало. Впрочем, до того, как молодые люди войдут в эту квартиру, специалисты изучают их от и до: анкета для ребят и родителей поместилась на 11 листах! Это индивидуальный подход. Вика и Настя, Артем и Володя уже выпускники. Их преподаватели дают советы родителям, дабы труды не пропали всуе.

В проекте три специалиста по социальной работе и один соцработник. Сильная сторона – работает один мужчина. В коридоре, рядом с комнатами ребят, стоит диванчик – кто-то их преподавателей обязательно остается на ночь.

Главная и сложнейшая миссия руководителей – найти тот способ разрешить простую бытовую ситуацию, который будет «под руку» каждому конкретному студенту. Например, не все могут чистить овощи ножом, поэтому на кухне четыре вида овощечисток – элементарно! Но если бы так легко всегда произносилась эта «Эврика!».

– Знаете, что им тут нравится? – отвлекает от размышлений Мария Синякевич. – Они сами здесь определяют, что будут готовить, сами пишут список покупок. Вы знаете, какое им это удовольствие – все делать самим!

Как еще функционирует услуга проживания с сопровождением?

Благодаря международной благотворительной организации «Мир без границ» возрожденческой волной прошла она по детским домам-интернатам. Первопроходцем стал Богушевск, теперь так называемые домики появились еще при городищенском, василишковском, червенском, речицком, гомельском и весновском интернатах. Они не дают выпускникам уйти во взрослые интернаты. Уже есть выпускники, которые живут самостоятельно с легким сопровождением, работают, умеют принимать решения. Отделения сопровождаемого проживания практикуются и в ряде взрослых интернатов, но здесь несравненно иные мотивы и принципы работы – больше ради освобождения внимания персонала для более сложных клиентов.

С 1 января 2013 года в законодательстве Беларуси появилось такое нововведение, как отделения сопровождаемого проживания при территориальных центрах социального обслуживания. По данным Министерства труда, в Беларуси работает уже 31 отделение при ТЦСОН. Но, к примеру, за год инновации у Московского района не было еще ни одного клиента. К сожалению, не только там. Когда адаптируют документацию, внедрят индивидуальный подход, когда услуги отделения перестанут пересекаться с иными сервисами центров, сопровождение при ТЦСОН станет бесценным.

Но адаптируют к быту, труду, сопровождают в дальнейшем, исходя из Закона «О социальном обслуживании», «одиноких и одиноко проживающих инвалидов I и II групп с умственными нарушениями, инвалидов I группы с ограниченной способностью к передвижению и (или) по зрению, инвалидов по слуху, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». То есть и здесь большинство ребят с психофизическими особенностями выпадают из контекста. Много вы видели таких вне семьи? Зато много запросов поступает от одиноких стариков и старушек.

Получается, нынешний проект БелАПДИ – уникальный шанс для молодого человека с психофизической инвалидностью начать новую жизнь. Эти люди не поступят «на баланс» государства в интернаты, они настроены на минимальную помощь специалиста. И, в конце концов, их нужно меньше лечить, потому что они комфортнее чувствуют себя в своей самости!

Юлия ЛАВРЕНКОВА

Фото автора, а также Александры ТИТОВОЙ

 

Комментарии

Женя

2016-06-16 13:57:11

В Минске нет улицы Любимого, есть только пр-т ЛюбимОВа

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.