Осторожно, наив!

Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков
«В гостях у лисы» театр «Дзвіночок» из Полтавы.

Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно. Это не только слова песни из кинофильма «Обыкновенное чудо», но подходящие синонимы Международному фестивалю особых театров «Шаг навстречу», что раскрасил конец минувшей недели в Минске. В нынешнем году это 9 театров из Беларуси, Украины и России, где играют люди с умственными, психическими и физическими особенностями, порой вместе со своими руководителями.Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков

Нынче сквозной темой фестиваля негласно стала борьба добра и зла, борьба стереотипов, страхов и желания жить, борьба обыденности и жажды чуда. Победили, конечно, дружба и созидание. Интересно, что в спектаклях нет полностью отрицательных персонажей. А самым красноречивым для актеров становится язык метафор.

Пятидневный театральный марафон проходит второй раз с пятилетним перерывом. Если бы не Программа малых грантов Посольства США в Беларуси, общественной благотворительной еврейской организации «Хэсэд-Рахамим» и нынче не организовать праздника.

Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков
Живые клавиши, живые эмоции, игра со зрителем — это «Королевство Интересных Дел».

– Театр дает людям с особенностями возможность развиваться. Разными ролями мы как будто раскрываем ролевой репертуар жизни. Получается, что жизнь становится богаче. Сначала «особенные» артисты учатся проживать это на сцене, а для того надо лучше разговаривать, лучше двигаться. Например, в спектакле театра «Радуга» «Сема и волк» волка играет человек, у которого есть тяжелые нарушения речи. Это первый спектакль, где у него было много текста и много сложных слов, – рассказывает психолог «Хэсэд-Рахамим» Екатерина Сергеева. – И, конечно, своим фестивалем мы хотим привлечь внимание к теме людей с особенностями. И это происходит не через жалость, а через красоту. Большинство театров не ставят себе задачу быть в искусстве. Но стали появляться и такие, где спектакль людей с особенностями становится произведением искусства – в Швеции, в Польше. Может быть, у нас они тоже появятся. Единственное, что пока грустно – большая изолированность.

Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков
«Обыкновенное чудо» в исполнении театра «Надежда».

Искусство появляется там, где особенность человека работает на его сценический образ. Например, какое чудное дерево получилось у театра Пинской городской организации Белорусского общества инвалидов «Преодоление»! У актера ДЦП, ему сложно ходить, но его персонаж вышел красивым и натуральным. Универсальным языком пластики коллектив «Преодоления» выразил противостояние созидающего порядка и разрушительного хаоса. «А когда актеры начали репетировать, то они поняли, что этот спектакль – их жизнь: это борьба добра и зла, болезни и здоровья, борьба за жизнь», – отмечает руководитель Нина Гринько.

Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков
А пока актеры готовятся, в зале Чердачный театр.

В почете у участников сказки. Минская «Надежда» ностальгировала по «Обыкновенному чуду». Артисты «Радуги» при ОБЕО «Хэсэд-Рахамим» вывели на сцену героев традиционной еврейской народной сказки «Сема и волк», но устроили сюрприз в развитии сюжета. Яркими красками обрадовал детский театр Полтавского учебно-реабилитационного центра «Дзвіночок» («Колокольчик») и его зверята-персонажи. А вот «Каша из топора» театра «Теремок» психоневрологического диспансера № 5 Санкт-Петербурга превратилась в настоящий танец стихий.

Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков
Перед Солдатом дверь закрыть. Не выйдет! Театр «Теремок».

– Мы столкнулись с тем, что наши пациенты не понимают философии этой сказки-анекдота. И пришлось философию выражать метафорами, чтобы не было прямолинейно. Таким образом вводили подтекст в их сознание, – объясняет свое нестандартное сценическое решение руководитель «Теремка» Петр Ефимов.

Да, пластичность актеров выдает то, что их режиссер долго преподавал сценическое движение и пластический театр в вузе. «Теремок» – театр очень серьезный: даже музыка была написана специально для постановки. Не могу не спросить: как меняет особенных актеров особенный театр?

Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков
Танцуют Земля и Жизненная сила. Театр «Теремок».

– Они начали говорить, говорить осознанно, начали понимать подтексты. А самое главное, что дает театр: у нас инвалиды привыкли потреблять, в силу своего положения, а здесь они выходят на сцену и знают, что они должны отдать в зрительный зал то, что накопили. Они перестают быть инвалидами, хотя бы на то время, пока на сцене.

Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков
«Под небом» от театра «Преодоление».

Театр людей с синдромом Дауна «Солнечные дети» из Минска отправился «По следам бременских музыкантов», прихватив с собой элементы пантомимы и даже комедии. Витебская «Искорка» рассказала о «Любопытном слоненке», но с большей теплотой и пониманием, чем у Киплинга. Постановка столинского «Свежего ветра» неспешной хореографией сказала о вечном возрождении. А «Королевство Интересных Дел» из Пинска повеселило зрителей буффонадой «Последняя гастроль».Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков

«Вы были просто бесподобны, нет слов!» – антракт встречает таким зрительским отзывом режиссера и актера этого театра Николая Клюско. Да, ребята пинской специальной школы-интерната для детей с нарушениями слуха столь искусны в мимике и жестах, что рояль из постановки оживает, а улыбки в зале становятся шире.

Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков
На сцене «Солнечные дети».

– Для нас значимое достижение – если нас приглашают в другие города и страны. Мы несколько раз выступали в Киеве, Львове, Люблине, сотрудничаем с «Непратаптаным шляхам» в Бресте. Стараемся выступать где только можно, потому что театр, как и школа, учит, воспитывает и развивает, – рассказывает руководитель Николай Клюско. Театр «КИД» появился в 2003 году и начал с концертов, а до первого спектакля дорос через два года. – Проводим различные акции: регулярно ездим по деревням Пинского, Столинского районов и рассказываем о наших детях, чтоб их не боялись, чтобы их понимали. Раньше очень часто люди неслышащих ребят в городе так встречали: о, смотри-смотри, руками машет! – в доказательство жизненной важности их театра Николай Клюско вспоминает одну поучительную историю: – Мы выступали на «Вясёлкавым карагодзе», готовили номер по мотивам мультфильма «Пиф-паф, ой-ой-ой!». У нас был мальчик такой неопрятный, забитый, его не любили. И вот когда ему дали главную роль зайчика, и он ее сыграл просто здорово, отношение к этому ребенку поразительно поменялось.Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков

Надо сказать, все театры фестиваля не новички. И уж в Беларуси их значительно больше, чем участников, которые смогли собраться в конце мая в Минске. Но, держась часто лишь на энтузиазме, некоторые, даже самые перспективные, театры распадаются.

Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков
Если бы любопытный слоненок спросил у зрителей, они бы непременно ответили.

«Шаг навстречу» – это также мастер-классы от белорусских и российских специалистов и круглый стол на тему инклюзии. Это интермедии мимов Чердачного театра, литературно-музыкальная программа «Мужчина и Женщина…» от специальных гостей фестиваля Тамары Лисицкой и Игоря Полякова и интеракция от беби-театра «Бусы».

Фестиваль «Шаг навстречу» ценен столь дружеским подходом, что здесь даже нет победителей, то есть лауреатами становятся все. А самая большая награда участникам – обсуждения спектаклей с членами жюри, их похвалы и рекомендации. Жюри – режиссеры особых театров, актеры, представители Республиканского дворца культуры им. Шарко, предоставившего свою сцену фестивалю, организаторы фестиваля «Непратаплатны шлях».Международный фестиваль особый театров "Шаг навстречу", наивное искусство, Хэсэд-Рахамим, Программа малых грантов Посольства США, театр глухих Королевство Интересных Дел, Николай Клюско, Нина Гринько, театр Солнечный дети, театр Преодоление, театр из Санкт-Петербурга Теремок, Екатерина Сергеева, Чердачный театр, театр радуга, актер Валентин Люненко, Петр Ефимов, психоневрологический диспансер №5 из Петербурга, беби-театр Бусы, Тамара Лисицкая и Игорь Поляков

– Мне кажется, оценивать особые театры с точки зрения профессиональных театров не просто не стоит, а будет оскорблением для самих артистов, – уверен режиссер и актер из Санкт-Петербурга, член жюри Валентин Люненко. – Здесь важен момент сердечного подключения. Здесь мы видим ростки, на мой взгляд, очень правильного подхода к театру. Актеры играют самих себя, выходят на сцену и пребывают здесь и сейчас на сто процентов. Они столь свободны и раскрепощены. Здесь видно большое тепло, большую любовь в создании спектаклей, чуткость и внимание к своим коллегам. Сердечный ум мы здесь и развиваем.

Юлия ЛАВРЕНКОВА

Фото автора

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.