О волонтерском корпусе и гусарском образовании

Рубрики: Новости.

В прошлом номере газеты мы сообщали о том, что в Могилеве состоялось заседание Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов под председательством заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Натальи Кочановой.

Напомним, что первым из них был вопрос об опыте работы и перспективах развития волонтерского движения в части оказания помощи ветеранам, инвалидам и другим нуждающимся (см. №2 «Вместе!»).

Вторым в повестке дня заседания Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов был вопрос о получении образования инвалидами в высших и средних специальных учреждениях образования.

С информацией по данному вопросу выступил первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Вадим Анатольевич Богуш.

Запретить нельзя разрешить

Вадим Богуш сообщил, что в учреждениях, реализующих образовательные программы среднего специального образования (далее – УССО), ежегодно на протяжении трех последних лет обучение инвалидов осуществляли более половины всех УССО (на начало 2014/2015 учебного года – 231 учреждение). В них обучались более 900 инвалидов (по годам: 2012/2013 учебный год – 937 человек, 2013/2014 учебный год – 929 человек; 2014/2015 учебный год – 907 человек). На дневной форме получения образования обучались более 800 человек, по годам соответственно: 834 человек (1,05%); – 829 человек (1,12%); 819 человек (1,15%), в том числе детей-инвалидов – 249 – 228 – 223 человек соответственно. В процентном отношении количество учащихся с инвалидностью выросло.

На заочной форме получения образования ежегодно обучались более 100 человек, в течение трех лет по годам соответственно: 103 (0,36%) – 100 (0,4%) – 88 (0,4%), в том числе детей-инвалидов по годам:16 – 24 – 18 человек.

Наибольшее количество инвалидов на заочной форме получения образования в 2012/2013 учебном году обучались в УССО Минска (306 инвалидов, из них 130 детей-инвалидов), Гродненской области (134 и 28 соответственно), Гомельской области (112/25). В 2013/2014 учебном году их было больше в г. Минске (287/124), Брестской области (122/16), Гродненской области (119/22), Гомельской области (110/22). В 2014/2015 учебном году – в Минске (270/125), Гродненской области (118/21), Гомельской области (118/32), Брестской области (114/9).

На протяжении трех последних лет на дневной форме получения образования инвалиды обучались в 140 УССО по 9 профилям образования, осваивая различные специальности и специализации. Их максимальное количество за три года составило 112 специальностей, 116 специализаций и 100 квалификаций специалистов.

Выбор специальности определялся интересами инвалидов, их возможностями и отсутствием медицинских противопоказаний к получению данной специальности (квалификации).

Наибольшее количество инвалидов обучалось по следующим профилям образования: «Коммуникации, право, экономика и организация производства», «Техника и технологии», «Здравоохранение», «Искусство и дизайн».

В УССО согласно «Положению об условиях, порядке назначения и выплаты стипендий, оказания материальной помощи и назначении надбавок к стипендиям учащихся в учреждениях образования» учащимся-инвалидам оказывается единовременная материальная помощь в размере одной социальной стипендии, а также материальная помощь от студенческого профсоюза – один раз в год, предоставляется скидка в оплате за обучение в размере 10 %.

В 2014/2015 учебном году в республике функционировали 45 государственных учреждений высшего образования, 9 учреждений высшего образования частной формы собственности (далее – УВО). Подготовка кадров с высшим образованием осуществлялась по 15 профилям образования, включающим 384 специальности, 317 направлений специальностей и свыше 1000 специализаций.

Прием лиц для получения высшего образования I ступени осуществляется в соответствии с Правилами приема. Ими установлено, что для лиц с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов I, II или III группы необходимо заключение врачебно-консультационной или медико-реабилитационной экспертной комиссии об отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по избранной специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации.

Ежегодно для абитуриентов с нарушениями слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по избранной специальности УВО готовятся материалы для вступительных испытаний. Форма проведения вступительных испытаний определяется приемной комиссией УВО с учетом особенностей психофизического развития абитуриента. В 2015 году в УВО принято 124 студента-инвалида.

В 2015/2016 учебном году в системе высшего образования на всех формах получения образования обучаются 1148 инвалидов (2014/2015 – 1081, 2013/2014 – 1258), что составляет в среднем 0,3% от общего количества обучающихся. Ежегодно обучение инвалидов осуществляют около 70 % УВО.

В текущем учебном году наибольшее количество из них обучаются в Белорусском государственном экономическом университете – 216 студентов; в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники – 168 студентов; в Белорусском государственном университете – 135 студентов; в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка – 130 студентов; в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина – 90 студентов; в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы – 57 студентов; Минском государственном лингвистическом университете – 55 студентов.

Однако, по словам докладчика, по-прежнему актуальными для учреждений среднего специального и высшего образования являются вопросы создания специальных условий для обучения инвалидов, в том числе и безбарьерной среды, так как большинство зданий и сооружений находятся в эксплуатации более полувека и это создает определенные сложности; обеспечения «поддержки» непосредственно образовательного процесса, в котором участвуют обучающиеся с инвалидностью, разработки специальной учебно-методической литературы, предназначенной для использования инвалидами и педагогами, работающими с ними.

Далее участники Межведомственного совета по проблемам инвалидов приступили к обсуждению заслушанной информации.

Председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевко так прокомментировал данное выступление:

– Безбарьерная среда на пути к получению образования – действительно проблема. Инвалиду-колясочнику надо совершить подвиг над собой, чтобы дойти до конца этого пути. Например, у нас один такой парень учился в Минске в БГУ. Из-за того, что он жил в общежитии, которое не приспособлено к нуждам инвалидов – он заработал себе язву желудка. Поэтому, если в протоколе поручений будет внесен пункт о проведении мониторинга учебных заведений на предмет безбарьерной среды, то и наша организация, и, я уверен, ОО «БелОИ», «БелТИЗ» поучаствуют в нем. К примеру, мы сейчас были в колледже. С председателем ЦП ОО «БелОИ» Владимиром Потапенко решили заглянуть в туалет для инвалидов, чтобы посмотреть, как он оборудован к их нуждам. В туалете для инвалидов стоит рядом два унитаза без перегородки. Ими пользоваться невозможно, потому что ни к одному из них на коляске не подъедешь. Руководство колледжа на наше замечание обещало туалет переоборудовать. Возникает вопрос, кто будет мониторить данные объекты? Эти же люди, которые нас пригласили и сказали, что все у них с безбарьерной средой хорошо, или те, кто в этом разбирается?

Михаил Антоненко, заместитель председателя ЦП ОО «БелТИЗ»:

– Одной из высоких степеней реабилитации человека с инвалидностью считается вовлечение его в трудовую деятельность, доход от получения которой позволит инвалиду создать семью, вырастить детей, активно участвовать в общественной жизни. Белорусское товарищество инвалидов по зрению вот уже на протяжении более 90 лет занимается трудоустройством незрячих и слабовидящих инвалидов. Но, к сожалению, в основном, на наших предприятиях используется ручной труд, который не сильно развивает личность. На протяжении последних 15-20 лет ОО «БелТИЗ» стучалось в различные инстанции, в том числе и в Министерство образования с тем, что слепой человек может конкурировать на интеллектуальном рынке труда наравне со здоровыми людьми. Для этого ему нужно получить качественное образование. Пришло время, когда развитие высоких технологий привело к тому, что такое образование можно получить. Попытаюсь на себе смоделировать данную ситуацию. К примеру, я решил получить специальность, которая мне очень нравится – программирование. Я должен обратиться на МРЭК. Там действующее на сегодня законодательство ставит очень много препонов. Сегодня МРЭК имеет право разрешать или запрещать инвалиду как учиться, так и работать. Министр здравоохранения поддерживает международную тенденцию о том, что медики не должны вмешиваться в этот процесс. Это нарушение прав человека. Специалисты МРЭК могут лишь давать заключение на предмет того, что вредно, а что полезно человеку с инвалидностью, а не запрещать или разрешать. Такой процесс переосмысления работы МРЭК вроде бы уже был начат два года назад. Однако застопорился.

Продолжая моделировать ситуацию получения образования на себе, хочу обратить внимание еще и на такой момент. Мне нужно получить информацию в какой вуз поступать, на какие специальности, каковы условия поступления. Самостоятельно сделать я это не могу, поскольку отсутствует справочная литература.

Следующий шаг. Я выбрал специальность, дали разрешение, прихожу сдавать тест, а мне говорят: «иди сдавай комиссии». Почему я вместе со здоровыми девушками и парнями не могу сдать эти тесты? Такое право до сих пор не реализуется, хотя просим этого уже пять лет.

Следующий шаг. К примеру, я все же поступил в вуз. Меня привели туда как слепого человека. Первый вопрос – это доступность среды. Для незрячих людей ее практически нет ни в одном учебном заведении. Это тупик. В этом вопросе должна измениться государственная политика. К примеру, в середине 2015 года посетил несколько американских вузов. Так вот там в самих вузах своими силами создают безбарьерную среду для инвалида, если таковой учится в нем, и отчитываются перед муниципальными властями.

Светлана Ганеева, заместитель председателя ЦП ОО «БелОГ»:

– В Республике Беларусь реализуется право инвалидов с нарушением слуха на получение среднего специального и высшего образования. Есть опыт разумного приспособления условий образовательной среды к использованию инвалидами с нарушением слуха. В период с 2010 по 2015 годы высшее образование получили 32 инвалида с нарушением слуха, члена ОО «БелОГ»; среднее специальное – 114 человек. Для сравнительного периода с 1985 по 1990 год – цифра аналогичная. Статистика указывает на слабый спрос инвалидов с нарушением слуха на качественное, доступное среднее специальное и высшее образование. При этом сталкиваются с рядом проблем. Это сопровождение образовательного процесса переводом на жестовый язык. Учреждения высшего образования не имеют в штате специалистов, владеющих жестовым языком. Обучение инвалидов с нарушением слуха осуществляется на общих основаниях. В учреждениях среднего специального образования ставка переводчика жестового языка создается только при наличии группы студентов-инвалидов с нарушением слуха в количестве от шести и восьми человек. Поступить учиться инвалиду по слуху в любое учебное заведение очень сложно, потому что низкий уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальных учебных заведений для детей с нарушением слуха. Это говорит о том, что педагогам-предметникам необходимо знать основы жестового языка хотя бы по своему предмету.

Заслушанная информация по вопросам повестки дня Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов была принята к сведению, выработаны поручения заинтересованным.

Жанна КАНОПЛИЧ

Фото автора

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.