От хора до современного фольклора

Рубрики: Культура, Новости.

Унитарное предприятие «КОНТАКТ-БОБРУЙСК» ОО «БелТИЗ» – одно из немногих в городе, где есть свой самодеятельный коллектив. Самодеятельность здесь всегда была на высоком уровне. В этом году исполнилось пятнадцать лет народному фольклорному коллективу «Квецень», которым руководит Нина Ивановна Ерашова.Фольклорный коллектив "Квецень", БелТИЗ, инвалиды по зрению, Нина Ерашова

Выступление «Квеценя» – это всегда яркое зрелище. Коллектив удивляет неординарным подходом к своим творческим номерам. У него много поклонников. Он получает высокую оценку на конкурсах и фестивалях различного уровня, чему являются подтверждением многочисленные дипломы.

О том, с чего все начиналось, о пройденном творческом пути и всех перипетиях на нем рассказала бессменный руководитель Нина Ерашова.

– Работать на предприятие я пришла в 1978 году. Вначале у меня был хор, так как по профессии я дирижер-хоровик. Но хора для меня было мало. Мне хотелось добавить туда какой-то юмор, фольклорные праздники, танцы, чтобы мой коллектив был подвижным. Пусть самые простейшие движения, но чтобы они присутствовали. Делать на сцене зрелищный, яркий праздник. Хор не давал возможности широко развернуться. Абсолютно негде было брать репертуар.

– Охотно ли к вам, молодому специалисту, шли люди?

– Нет. Но в то время была коммунистическая партия. А раз партия сказала «надо», значит, надо. Шли и те люди, которые могли петь, и те, которые петь хотели, но не могли. Было очень сложно выстроить коллектив, но я не имела права отказать человеку.

– Из первого состава кого бы могли вспомнить?

– Мой муж Анатолий Ерашов, ему некуда было деваться. Мария Полын, на какие-то периоды она оставляла коллектив, потом снова возвращалась. На сегодня это незаменимый человек. Хоть говорят, что незаменимых людей нет, но на самом деле это не так. Все хорошо знают нашу солистку Галину Смоляк.

– Со стороны руководства предприятия поддержка была?

– Было обыкновенное отношение, никаких симпатий или антипатий. Как руководитель я понимала, что у меня нет опыта, понимания, чего же я хочу. Нужно было петь песни про Ленина, партию. Но на этом далеко не уедешь. Надо было уходить куда-то в свое направление, найти свою изюминку. Когда руководитель горит своим делом, и оно у него получается, то люди это чувствуют. Они верят тебе и идут за тобой. А это дорогого стоит.

– Как и в каком году пришли к фольклору?

– Где-то в 1990-м году мы стали петь народные песни. У нас была даже народная деревенская песня без обработки. Но это было не совсем то, чего бы мне хотелось. Как-то на республиканском фестивале я услышала выступление коллектива минского предприятия. Они брали народные песни и преподносили их в современной обработке. Тут мое сердце екнуло. Я поняла, что это то, чего я хочу. Зародилась мечта. Но как ее воплотить в жизнь? У них ведь был инструментальный ансамбль, люди играли на различных музыкальных инструментах. У нас ни аппаратуры для записи фонограмм, ни нужных инструментов не было.

– И все же вам удалось осуществить задуманное?

– Да. Какие-то песни пели под баян, что-то под фонограмму. Добавили юмор. Долго искали хореографа. Не каждый руководитель может прийти и начать работать с незрячими людьми. В 2010 году мы его нашли. Вначале обучиться этому виду искусства решила я. У меня была четкая позиция: если смогу я, значит, и мои люди тоже смогут.

– Кто придумал название коллективу?

– Думали все. Предложений было много. Какие-то отпадали, потому что с таким названием коллектив уже был. Меня зацепила строчка из одного стихотворения, где было слово «квецень». Так и решили назвать.

Фольклорный коллектив "Квецень", БелТИЗ, инвалиды по зрению, Нина Ерашова– Как подбираете репертуар?

– Мы стараемся не петь то, что поет весь город. Искать что-то оригинальное, свое. Песня должна быть свежая, зацепить. Лучше сделать простую обработку, но чтобы она звучала. «Вплести» в музыкальные номера хореографические движения. Немаловажную роль играет интересный сценарий.

– На какой площадке хотели бы выступить?

– Для нас не имеет значения, на какой сцене выступать, только была бы такая возможность. С удовольствием мои люди едут на фестиваль в Смоленск. Там ежегодно осенью проводится фестиваль Союзного государства. Белорусскую делегацию приглашают туда раз в два года.

– У вас в коллективе поет муж. Он вам как-то помогает, подсказывает, или чаще спорите?

– У нас споры возникают по вопросу, когда я его отпущу из коллектива. Бывает нагрузка на работе, и я понимаю, конечно, что ему после смены не хочется идти на репетицию. А так он доверят мне, моему вкусу.

– Что помогает вашему коллективу жить, творить? Ведь на многих предприятиях были самодеятельные коллективы, но распались.

– Незрячий человек, имеющий способности к пению, не может пойти и реализовать себя где-то. А здесь он имеет возможность выступить, раскрыть свой талант. Люди получают удовлетворение от своих выступлений. От того, что их тепло принимает публика. Все вместе это дает стимул для дальнейшей работы, веру в себя, свои силы.

Бывает, даже когда мы не работаем, а надо подготовить какую-то программу к фестивалю, люди с пониманием относятся, приходят и с отдачей занимаются. Мы пришли к тому, что людей не надо уговаривать.

– Сколько сегодня в коллективе участников и какой их возраст?

– Сейчас у нас семнадцать человек. Возраст самый разный. Есть член коллектива, которому 25 лет, и есть человек, которому 70. Зная способности всех, стараюсь сделать так, чтобы каждый максимально мог проявить и развить свои таланты.

– Что пожелаете своей творческой семье?

– Не терять веру, надежду и любовь. Эти три составляющие дадут нам силы, вдохновят на новые творческие идеи, на воплощение этих идей и победу.

Людмила НОВИЦКАЯ

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.