Слышать сердцем

Минская специальная общеобразовательная школа № 14, глухие и слабослыщащие, Татьяна Куценко, Яна Гончарова24 сентября отмечается Международный день глухих. Для людей с нарушением слуха – это символичный день, день их уникальности, особенности. Для случайного прохожего – это день тишины, чужой, непонятной и даже пугающей. Глухота – это тяжело, обидно? Или это всего лишь слово? Предлагаю услышать мнения и взгляды педагогов и учащихся минской специальной общеобразовательной школы № 14 для детей с нарушением слуха. 

В мире насчитывается 500 млн человек с нарушением слуха. В Беларуси таких людей – около 67 тысяч. Три с половиной тысячи детей находятся на учете у врачей-сурдологов и нуждаются в протезировании.

Татьяна Куценко, заместитель директора специальной школы, обладательница первой премии в конкурсе «Учитель специального образования».

– Я выросла в семье глухих родителей. Для меня раньше не существовало понятия Всемирного дня глухих. Понимаете, я никогда не чувствовала, что моя семья чем-то отличается от других. Я и мой брат росли совершенно полноценными детьми, потому что любовь родителей неслышащих такая же, как и любовь слышащих мамы и папы. Даже гордилась, что моя семья уникальна. Я никогда не испытывала недостатка в заботе, внимании. И рада, что моя судьба связана с такими людьми до сих пор. Глухота – это не проблема, это жизнь в мире, где мы нужны друг другу.

Думаю, многие люди с нарушением слуха согласятся со мной, что немного обидно слышать в свой адрес «глухой», «глухонемой». Может, надо более корректно обращаться?

Яна Гончарова, трехкратная чемпионка дефлимпийских игр по легкой атлетике.

– Мы просто глухие. И обидного в этом слове лично для меня ничего нет. Мы обычные, как и все люди. Но когда говорят «глухонемые» – это обижает! И многие почему-то используют именно это слово. Но мы ведь не глухонемые, мы говорим! И общаемся не только языком жестов.

Не могу не выразить свое восхищение красотой жестового языка, столь завораживающего и прекрасного. Но хотелось бы не только смотреть на «поющие руки», но и понимать значение жестов. Вот не возникнет ли ощущение утраты своей индивидуальности, загадочности у глухих людей, если жестовый язык станет подвластен каждому?

Яна Гончарова.

Хотелось, чтобы люди знали наш язык. Расстраиваться не будем, что исчезнет эта магия жестов. Все-таки нам легче будет понимать друг друга. Я сейчас учусь на втором курсе в университете в группе слышащих людей и признаюсь, что мне не хватает сурдопереводчика, воспринимать речь преподавателя мне сложновато.

Люди с нарушением слуха получают группу инвалидности. Каково это – чувствовать, что ты инвалид, когда просто не слышишь?

Оксана Давидович, выпускница спецшколы № 14, воспитатель, педагог-организатор.

– Мне стыдно сказать, что я инвалид, потому что не чувствую себя сильно ограниченным человеком. В детстве было неприятное ощущение: пальцем не показывали, но за спиной говорили. Я родилась в слышащей семье. В 1977 году поступила в эту школу. Здесь работают прекрасные и доброжелательные педагоги. Но для родителей тогда была проблема: куда отдать на обучение такого ребенка? Школа наша тогда еще называлась «для глухих детей», и это ошарашило нас. Но педагоги одарили нас добротой, научили хорошему, а главное, развивали наш слух. И тренировки действительно помогли мне. После окончания школы снова у родителей вопрос: как получать образование дальше? В то время создать группу неслышащих при институте или училище было почти нереально. Но дорогу пробивали мы сами, пошли в министерство, чтобы узнали о нас. Со временем открыли специальную группу в педколледже. Собралось очень много желающих учиться, в их числе была и я.

Интересно, а каково это – танцевать, когда не слышишь музыки?

Наталья Рябова, выпускница школы-интерната № 13 для детей с нарушением слуха, обладательница титула «Мисс Интернэшнл», «Мисс Европы» и «Мисс Мира».

– Я чувствую связь движений, механически ощущаю и танцую в такт мелодии. У меня некоторые спрашивали, есть ли от такого танца удовольствие? А я всегда отвечаю: есть желание, есть просто огромное желание.

Подхватывает Светлана Рябова, мама.

– Танец пришлось сократить с трех минут до одной из-за большого количества участников. И было очень сложно объяснить Наташе, когда нужно начинать танцевать, – она же привыкла механически движения исполнять в тактические удары. Когда дочь родилась, я ничего не знала о проблеме слуха. Диагноз ей поставили только в год. Если бы у меня была хоть какая-то информация, я бы знала, в каком направлении двигаться. Родитель, который сталкивается с таким впервые, как правило, ищет пути сам. И психологи выделяют несколько линий поведения родителей, которые воспитывают ребенка с нарушением слуха. Сначала ты никому не хочешь об этом рассказывать, скрываешь и выдаешь за норму. Вторая линия – это когда ты рассказываешь всем подряд,  мол, пожалейте меня. И третья – воспринимаешь как должное. Кстати, я использую выражение «человек с нарушением слуха». Потому что глухой – слово неоднозначное. Есть человек глухой к чужим бедам, глухой сердцем.

Среди глухих людей много талантливых и выдающихся личностей. Насколько важно твое окружение в стремлении и приближении к победе?

Мария Михайловна Рагуля, педагог и бабушка ученика школы № 14, потрясающего спортсмена Влада Рагули, привезшего 3 медали, в том числе первое место по легкой атлетике.

– Конечно, очень важно, кто с тобой рядом. И хочется, чтобы окружение не жалело, а развивало и тянуло вверх, помогло раскрыться. На главном месте – любовь семьи, педагогов и друзей, а также доброе отношение друг к другу. Мы дружим не словами, а чувствами, улыбками, идеями.

Ксения Березкина, педагог-сурдопереводчик, дефектолог, руководитель Городского ресурсного центра оказания комплексной помощи детям и молодежи с нарушением слуха.Минская специальная общеобразовательная школа № 14, глухие и слабослыщащие, Татьяна Куценко, Яна Гончарова

В первую очередь родители должны помочь. Выбрать определенный стиль общения, расширить семейный круг педагогами. Также позаботиться о развивающих и образовательных учреждениях. Не идти в обычный детский сад или школу. Жизнь должна поменяться полностью.

Яна Гончарова уже сама мама, ее пятилетний сын слышит. Для девушки это не проблема, по губам мальчик отлично считывает. И он не задает вопрос, почему ты, мама, не слышишь?

Андрей Гнатенко, выпускник спецшколы, студент художественного факультета академии искусств, занимается станковой живописью.

В моей группе все ребята слышащие. Общение у нас замечательное, и отношения в группе хорошие! Мы уже понимаем друг друга, мне и переводчик не нужен, если что-то помочь, подсказать. Вначале удивлялись: как это глухой? Как это ты ничего не слышишь, интересно! Ногами топали, проверяли, слышу ли. Удивлялись, что я оборачивался на их топанье, удивлялись, как я это мог услышать? А я же чувствую вибрацию.

Что должны услышать люди слышащие?

Оксана Давидович.

Чтобы не было категоричного разделения: слышащий и неслышащий. Чтобы люди находили себя в обществе, чтобы слышащий не побоялся протянуть руку помощи. Для нас так же важна любовь и дружба, улыбка в наш адрес.

Яна Гончарова.

– Хочется, чтобы все глухие люди могли смотреть телевизор, чтобы стало больше передач с субтитрами.

 Светлана Рябова.

– Я выступаю за развитие социальной рекламы в нашей стране. Человек не знает, как себя вести с неслышащим. Кричать, писать? Хотелось бы через рекламу объяснить, что это человек не с другой планеты. Помочь хотят многие, но не знают как.

«Мы с тобою сошлись, а вокруг тишина и ни звука. Только молча сплелись обо всем говорящие руки. Нужно много сказать нам сегодня с тобою, чтобы жить, побеждать, быть, смеясь над судьбою. Мой неслышащий друг, дай пожать тебе руку».

Мы все слышим сердцем. Мы разные, но равные.

Анна ЯКИМОВИЧ

Фото автора

Комментарии

Александра

2015-10-12 10:23:07

Интересно почитать. Светлана Рябова очень искренне отвечала. Могла бы поделиться с другими такими же родителями, как принять своего особого ребенка и помочь ему самореализоваться. Спасибо, что появился такой ресурсный центр, где могут встречаться "друзья по несчастью " не для того, чтобы поплакаться в жилетку, а чтобы двигаться вперед, преодолевая все трудности. Кстати люди в центре работают замечательные, отзывчивые, реагируют мгновенно. Моего ребенка после КИ взяли, после обследования назначили индивидуальные консультации, да еще и на групповые занятия записали- на танцы, на ВОКАЛ, на ИЗО. Уже год занимаемся.Можно уже и не ходить, мы в обычный садик ходим, но малой бегом бежит в центр, педагогов обожает.Вообщем, хочу сказать большое спасибо и каждый раз всем учительницам и директору лично не устаю повторять.
С уважением, мама Александра.

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.