Дети-инвалиды смогут учиться в обычных школах

Рубрики: Новости.

В Беларуси дети с особенностями психофизического развития смогут ходить в обычные школы. Министр образования подписал концепцию развития инклюзивного обучения. Полностью программа должна заработать с 2018 года: специалистам нужно время, чтобы подготовить нормативно-правовую базу, учебники и сами школы. Но 14 экспериментальных классов с 1 сентября уже открылись в разных регионах страны.

Дети с особенностями развития могли получать образование и раньше. Вариантов было два. Первый — спецшколы. Но в них инвалиды практически лишены возможности социализации. Второй — интегрированные классы в обычных школах. Но их мало. И подходят они не для всех. Потому что главный принцип интеграции — ребенок подстраивается под систему образования.

Инклюзивное образование похоже на интегрированное: и дети с особенностями, и здоровые учатся вместе. Но принципиальное отличие инклюзии в том, что система подстраивается под ребенка, и подходы к образовательному процессу меняются таким образом, чтобы они удовлетворяли индивидуальные потребности каждого в обучении.

Это мировая практика, которую собираются реализовать и в нашей стране. Образование будет доступно на всех уровнях: в детских садах, школах, колледжах, ПТУ и вузах. При этом прежние спецклассы и группы для инвалидов обещают не закрывать.

По утвержденной в Беларуси концепции, «инклюзивное образование — это обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся».

«Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все учающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними», — написано в концепции.

Пока отечественная система образования не готова к полноценной реализации проекта. Во-первых, нужно внести изменения в некоторые правовые акты. Во-вторых, написать учебники и методическую литературу. В-третьих, в самих учебных заведениях необходимо создать все условия для учеников с особенностями. Прежде всего это безбарьерная среда. В-четвертых, подготовить кадры. В классах, помимо преподавателя, с детьми-инвалидами будет работать ассистент. Школам разрешат взять на работу дополнительных специалистов: учителей, психологов, тьюторов, сурдопереводчиков и сопровождающих.

Помимо системы образования, к инклюзии должно быть готово и общество. Поэтому одна из задач, которая прописана в концепции, — формирование толерантности у всех участников учебного процесса.

– Инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав, — говорится в документе.

Общественная организация «Дети. Аутизм. Родители» давно выступает за открытие в Беларуси инклюзивных школ. Ее руководитель Татьяна Яковлева говорит, что принятая концепция — это первый цельный документ на просторах бывшего Советского Союза, где люди с особенностями психофизического развития включены в общеобразовательную среду.

– Одна из отличительных особенностей нашей концепции, что инклюзивное образование рассматривается для всех уровней образования: от детского сада до университета. И речь идет об изменениях отношений в пространстве именно основного образования, а не специального, — оценивает документ Татьяна Яковлева. — В других странах СНГ такого нет. Там инклюзия рассматривается как сервис для детей с особенностями развития».

При этом руководитель общественной организации обращает внимание на то, что концепция в нынешнем виде затронула лишь категорию детей с особенностями психофизического развития.

– Мы надеемся, что далее этот опыт будет распространяться и на другие уязвимые группы сообщества, — говорит Татьяна Яковлева.

Представленная концепция — это общий документ. Общественные организации ждут расписанного плана мероприятий по реализации программы.

– Хотелось, чтобы дополнительно появились частные документы. Важно принять положение об ассистенте-педагоге, где будет подробно описана его квалификация и функциональные обязанности, — считает руководитель МБОО «Дети. Аутизм. Родители». — Также, чтобы все работало, необходим сетевой документ о взаимодействии разных учреждений образования с общественными организациями по сопровождению инклюзивных практик.

Финансирование инклюзивного образования будет идти за счет госбюджета и спонсорских средств. В образовательный процесс Минобразования собирается активно вовлекать как родителей детей-инвалидов, так и профильные общественные организации.

Реализация концепции разбита на три этапа. В ближайшие два года будет идти подготовка. В 2018 году отдельные учебные заведения полностью приступят к инклюзивному образованию. А после 2020 года состав участников программы должен расшириться.

Наш корр.

 

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.