«Все, что ты делаешь, исходит не от тебя…»

Сегодня снимаем сцену в Зеленом мире. Руководитель детской анимационной студии «Мы есть!» в Минске Мария Иванова выставляет планы за монтажным столом. Ребята еще раз заглядывают в раскадровку, зачитывают текст эпизода. Рысь Пончик возвращается на облаке в свой родной лес – сегодня Игнат, так сказать, обычный мальчик из обычной семьи, ответственный за движения этого персонажа. Муха Перышко ползет по холму, затем взлетает – оживлять эту героиню будет Лена, девочка из психоневрологического дома-интерната в Новинках.

Студия детской анимации "Мы есть!", инклюзивный проект "Мы есть и мы вместе!", Мария Иванова, детский психоневрологический дом-интернат в Новинках, особенные дети, Разноцветные путешествия, мультфильм
Ребятам по 9-10 лет, Коля самый младший, ему 6.

Детская анимационная студия «Мы есть!» готова презентовать проект «Мы есть и мы вместе!», начавшийся в октябре и действующий по законам инклюзии. Премьера четырехминутного мультфильма «Разноцветные путешествия» состоится 22 июля в минской Галерее TUT.BY. Вместе с выставкой рисунков детей и молодых людей из интерната. Последние аккорды мультипликационной работы увидела газета «Вместе!». А в промежутках между кадрами руководитель и идейный вдохновитель студии, фотограф и мультипликатор Мария ИВАНОВА объяснила, почему сказка лучше всего придумывается в компании, и рассказала, чего боится детское воображение.

Мы это…

– Вадим и Денис из детского психоневрологического дома-интерната в Новинках, Игнат, Паша и Катя, обычные ребята из семей, причем получилось, что двое ребят – дети сотрудников интерната, Ваня и Коля – братья, но у Коли синдром Дауна. Он стал звеном, которое соединяет группу. Там семья удивительная – чудо, что я их встретила: у них пятеро мальчиков, и один ребенок с особенностями развития. И он намного более развит, чем дети из интерната – вот что делает семья, – знакомит с коллективом Мария Иванова. – Коля, кстати, самый младший, ему всего 6, остальным ребятам по 9-10 лет. Потом пришла к нам еще Леночка из интерната, самая старшая. Она очень способная, к сожалению, эти способности сложно в полной мере развить в интернате. Она, я считаю, в этом проекте максимально раскрыла свои таланты и научилась взаимодействовать.

Студия детской анимации "Мы есть!", инклюзивный проект "Мы есть и мы вместе!", Мария Иванова, детский психоневрологический дом-интернат в Новинках, особенные дети, Разноцветные путешествия, мультфильм
Лена дорисовывает панно для одной из финальных сцен.

Я уже 5 лет работаю в детском интернате в Новинках, – к слову, студия «Мы есть!» давно приобщает к волшебству мультипликации и детей из онкоцентра в Боровлянах. – Там я поняла, что необходимо и важно детям из интерната взаимодействовать с обычными детьми из семей. Благодаря Свято-Елисаветинскому монастырю мы с ребятами встречаемся дважды в неделю в церковной школе. Международное благотворительное общественное объединение «ЮниХелп» целый год поддерживало нас финансово.

Студия детской анимации "Мы есть!", инклюзивный проект "Мы есть и мы вместе!", Мария Иванова, детский психоневрологический дом-интернат в Новинках, особенные дети, Разноцветные путешествия, мультфильм
Заодно детей учили фотографировать — о-очень понравилось!

Мы – это наш педагог актерского мастерства и кукольник Оля Клезович, как актер она сумела наладить телесный контакт с детьми. Это воспитатель из интерната Алексей Тарасевич, он известен многим как организатор благотворительных концертов для поддержки поездки детей из интерната в лагерь. Как музыкант он помогал делать озвучку мультика и проводил музыкальные занятия. Это воспитатель из интерната Марианна Шкредова. В середине проекта у нас появился чудо-человек, волонтер Денис. Такие у нас ребята.

– Давайте попробуем составить краткий дневник проекта…

– Первые полгода мы присматривались друг к другу. Я не могла нащупать, что мне с ребятами можно будет сделать. Сложно было по художественной части работать, потому что дети с особенностями, как всегда, очень свободны, а дети из семей очень зажаты в творческом отношении, им сложно от школьных правил отгородиться. Первые полгода их надо было раскрывать, показывать, как можно делать.

Оля Клезович делала с детьми кукол, разыгрывала с ними мини-этюды, готовила рождественское выступление. А главное, много проводила игр на контакт. Это самое сложное: у каждого есть момент интимности, дистанция с чужим человеком, а тем более в общении с особенными людьми.

– Кто в вашей команде «законодатель» творческого процесса?

Студия детской анимации "Мы есть!", инклюзивный проект "Мы есть и мы вместе!", Мария Иванова, детский психоневрологический дом-интернат в Новинках, особенные дети, Разноцветные путешествия, мультфильм
И родители тоже возвращаются в детство.

– Во всем исходили от детей. Мультик наш создан по мотивам сказки «Разноцветные путешествия» Эрика Баттю и Мишеля Пикемаль. Там много цвета – можно сделать интересную по стилистике картинку. Мы взяли за основу технику коллажирования – сначала дети не рисовали чего-то определенного. Неожиданно смотрю: такой фон здоровский, а как его использовать? Из него классно вырезать холмы, деревья, солнце. Конечно, какие- то более конкретные образы рисовали обычные дети, у них это лучше получалось. А вот эта вольность заполнения цветом листа присуща больше особенным детям. Вместе – гармонично. Как эстету и человеку, связанному с мультипликацией, мне, конечно, хотелось получить что-то ценное. Я очень довольна результатом. Все по наитию было – с такими детьми сложно планировать. Пожалуй, был и негативный опыт. В большей степени это, на мой взгляд, удачный проект, в котором дети хоть немножко научились – зерно посеяно.

– Негативный?

– Бывало такое, что требовалось немножко корректировать поведение обычных детей по отношению к особенным: сначала то не обращали на них внимания, то выступали на позиции «я тут главный». Ну и приходилось иногда осаждать: а вот сейчас у тебя не получилось. Иногда детей обычных приходилось заставлять, мне это непривычно. Потому что детей из интерната заставлять не надо: любая деятельность им в радость, им больше нечем заняться. Но не было каких-то конфликтов в группе: все дети увлекались процессом.

Благодаря детям…

– Чему приходилось учить детей?

– У меня вообще такая позиция, что я ничему не учу. Где-то просто наталкиваю на какие-то вещи. Учусь я сама у них. Я пытаюсь брать их способ работы детский. Учусь свободе мысли, свободе выражения себя, непосредственности – считаю, всем полезно. Мне нечему учить детей. И я стараюсь максимально сократить «взрослую руку». Ну да, где-то приходилось подсказывать: нужно передвигать ноги, а не просто двигать персонажа, иначе он не идет, а плывет. Но в кадре ребята двигали персонажей, придумывали на ходу, что рысь прыгнет на облако, спустится с него на ветку… Я могу просто где-то что-то смонтировать, обличить это в готовую форму. Конечно, их работа, мультфильм или рисунок, не будет выглядеть профессионально, но я бы хотела, чтобы она была на уровне. Чтобы мятый листок или белый фон не помешали кому-то захотеть повесить на свою стену детский рисунок.

Студия детской анимации "Мы есть!", инклюзивный проект "Мы есть и мы вместе!", Мария Иванова, детский психоневрологический дом-интернат в Новинках, особенные дети, Разноцветные путешествия, мультфильм
Лена невообразимо счастлива, когда оказывается востребованной.

– Как дети меняют вас?

– Все мои внутренние проблемы они к себе забирают и преломляют. Наверно, потому что в детях много любви, простоты любви. Любовь, которую они излучают, мне помогает…

– Как они сами меняются?

– Если говорить с точки зрения педагогики, они лучше взаимодействуют, лучше общаются. У Коли, например, появляются новые слова. У Лены вообще такой прорыв в общении произошел! И в том, как она персонажей двигает, прогресс виден: у нее с моторикой проблемы есть, а здесь детали мелкие. Если говорить о внутренних каких-то качествах – это слишком тонкая материя, которую можно отследить.

– И далее мультфильм отправится на фестивали? Какие шансы на победу?

– Да, фестивалей детской мультипликации много. Некоторые конкурсы не оцениваются. Шансы на победу есть. Когда-то наш «Лесной добрый носорог» вошел в пятнадцать лучших из 120 участников международного конкурса «Это меня волнует!».

– А будущее проекта?

– Если для проекта мы сможем найти спонсоров, которые хоть немного обеспечат зарплату сотрудникам, которые этот проект будут осуществлять, тогда стопроцентно я смогу вовлечь людей. Нет – придется своими силами. Но тогда не будет масштабности. От детей и от интерната я уже точно не уйду.

– Какой ваш любимый мультфильм?

– Последнее время это мультфильм Михаила Алдашина «Бессмертный». И как талантливое донесение идеи и с чисто эстетической точки зрения. Я бы советовала детям от лет 7-8 – как наглядное объяснение, что такое смерть и что смерть есть.

Ради себя, сына и …Бога

Студия детской анимации "Мы есть!", инклюзивный проект "Мы есть и мы вместе!", Мария Иванова, детский психоневрологический дом-интернат в Новинках, особенные дети, Разноцветные путешествия, мультфильм
Лена готовит этюд к презентации проекта.

– Этот проект показал, что детей можно и нужно объединять в творческой деятельности, тогда они взаимодействуют очень хорошо. Для нас главное – воспитать общество толерантное, хотя я не люблю это слово, к разным людям, чтобы они с детства умели взаимодействовать. Что не сделано в нашем детстве. А не так, что мы приводим детей из интерната в кинозал, мы идем по одну сторону лестницы, а все люди идут по другую. Для этого надо начинать с малого. Важнее, если будет развито сердце. Это наша задача – тех, кто с этими людьми непосредственно связан, и родителей всех детей, конечно. Нельзя общество винить. Я понимаю, что за эти два занятия в неделю не может произойти рывка в развитии детей, которые содержатся круглогодично в закрытом интернате. Главное желание – чтобы Павлик через много лет вспомнил: я общался с таким мальчиком, мне было с ним весело, и он безобидный. Ну и показать, что эти дети что-то могут сделать. Потому что в обществе понимание такое, что они ничего не умеют, вообще они бесполезны, а тут мы еще налоги на них платим…

– С какой реакцией сталкиваетесь, когда рассказываете о своей деятельности или показываете мультфильмы и рисунки особенных детей?

– Кто-то говорит: о, ты молодец, детям нужна помощь, но как искусство не воспринимает. В основном, конечно, оценивают это творчество сами творческие люди.

Студия детской анимации "Мы есть!", инклюзивный проект "Мы есть и мы вместе!", Мария Иванова, детский психоневрологический дом-интернат в Новинках, особенные дети, Разноцветные путешествия, мультфильм
Кадр из мультфильма «Разноцветные путешествия».

– На ваш взгляд, где грань, когда творчество особенных детей для самовыражения и реабилитации становится настоящим искусством?

– Сложный вопрос. Я, может, немножко иногда приукрашиваю, как мама – способности своих детей. Я не знаю, что понимать под профессиональным искусством. Когда ты умеешь нарисовать пейзаж? Или когда искусство потрясает? Опять же, каждый в своей мере вызывает катарсис. Ценить человеческий труд, искать в каждом искусстве любовь – тогда тебя может что-то потрясти. Надо учесть, что это еще дети. Если их взять во взрослом возрасте, с ними можно будет сделать качественный готовый продукт.

– Что опасно для детского воображения, для его непосредственности восприятия и выражения?

Студия детской анимации "Мы есть!", инклюзивный проект "Мы есть и мы вместе!", Мария Иванова, детский психоневрологический дом-интернат в Новинках, особенные дети, Разноцветные путешествия, мультфильм
Кадр из мультфильма «Разноцветные путешествия».

– Самое главное – надо детей всегда хвалить. Не ставить им рамки: ты этого не сможешь. Маленьким детям показывать правильные мультики – в сюжете и в картинке должна быть недосказанность, момент поэтической паузы. В младенческом возрасте не желательно рисовать за ребенка, потому что он пытается повторить, у него не получается – и он замыкается. Не подходить и не говорить, что за каляки-маляки – включайте фантазию. Не принижать значимость детского рисунка – он проходит определенные этапы развития, как живое существо. Не говорит: ой, у тебя голова слишком большая, давай ее уменьшим – наоборот: ой, какой прикольный, похож на нашего соседа дядю Васю… Не требовать от ребенка того, что ты сам сделать не можешь. Дай тебе листик и карандаш, ты не создашь ничего крутого, если ты сам не профессиональный художник.

– А сын ваши мультфильмы смотрит?

– Он их видел, но он маленький еще, я ребенку показываю кукольные мультики – в таком возрасте рано какие-либо другие. Но я его привлекаю к процессу. Я очень радуюсь, когда приезжают волонтеры, берут с собой детей. Дети привыкли быть в такой среде и помогать. Отчасти делаю это ради ребенка, чтобы он с детства это все внимал, с детства привыкал к активной социальной позиции: не тебя обдувают с ног до головы и все в тебя, а что вокруг много нуждающихся. Нужно понимать, что все, что ты делаешь, исходит не от тебя. Все наши таланты – Божье. Или от любви. Как кому больше нравится.

Беседовала Юлия ЛАВРЕНКОВА

Фото автора, а также из архива  студии «Мы есть!»

 

В унисон

Ольга Клезович, с 18 лет занимается с особенными детьми:

– Был момент, я очень тревожилась, почему я с ними работаю. Мне моя директор интерната говорила: значит, что-то есть нерастраченное. А некоторые говорили, потому что сама родишь такого. Когда-то один молодой человек из волонтеров сказал грандиозную вещь, что они нам дают возможность вернуться к себе настоящим. Как меняются особенные дети в процессе творчества? Это все иллюзия, может, никто и не меняется. Но они становятся счастливыми. Они оживают, потому что для них это огромное событие. А для нас огромная ответственность, потому что самое главное, чтобы они были самодостаточны. Чтобы у всех возникало большое желание жить после их выступления, а не плакать и горевать. С ними мы учимся терпению, учимся работать не на результат, а на процесс. Но без поддержки, без упования и без людей, которых я встретила здесь, в интернате, ничего не получится, только сидеть на лавочке и смотреть, чтобы никто не орал.

Владислав, папа Игната:

– Когда осенью Маша рассказывала нам про этот кружок, она отмечала, что детям из интерната полезно пообщаться с обычными детьми. А мы с сыном немного походили, и я говорю: это, Маша, тебе спасибо, что мой ребенок этих детей увидел, для него это полезно, его это развивает. Вот Вадим такой услужливый всегда, Лену на коляске везут – он всегда забегает вперед дверь открыть. И я своему говорю: смотри, может, у детей не такая светлая голова, но зато они какие добрые, у них учись.

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.