Май благодарностей и воспоминаний

Рубрики: Культура, Новости.

Подтянутые офицеры, свадьба в послевоенном разрушенном Берлине, эвакуированный детский сад… Взгляд всех этих героев снимков военного времени падает на акварельные храмы, войлочные цветки яблони, легкие весенние пейзажи… Завоевавшим для нас победу члены Минской городской организации Белорусского общества инвалидов дарят свою живопись, фотографии и декоративно-прикладное творчество. Такова главная идея посвященной Победе выставки «Семидесятый мирный май», работающей в Минске в библиотеке № 5 по улице Козлова, 2 до конца мая. Открыта она в преддверии 9 мая, конечно, дружеской встречей авторов, организаторов и друзей Белорусского общества инвалидов.

– Все воины Великой Победы живут, пока мы о них помним. И мне захотелось всем людям, которые отдали жизнь за нас, всем людям, которые еще с нами, показать, какую великолепную страну они для нас сохранили, – обводит рукой довольно богатую выставку председатель правления Минской ГО ОО «БелОИ» Людмила Калмыкова.

Ленточный дизайн Ирины Климович, вдумчивые пейзажи Анны Гадировой, ностальгические акварели Эдмунда Величко, фотопутешествия Елены Кулюкиной, задумчивые этюды Дмитрия Лозового, многогранное творчество Зинаиды Шидловской – и пирография, и береста, и валяние, крайне символичный гобелен Надежды Решетовой, каллиграфические храмы Ивана Петручика, красивая в простоте вышивка и пирография Валентины Некрасовой. А также лирические пейзажи коллеги из Белорусского общества глухих Светланы Ганеевой.

«Чем больше смотришь, тем больше нравится», – слышу я за спиной комментарий одного из гостей вечера памяти «Страна, спасенная тобой». Похвала от музыканта, продюсера, коллекционера живописи Сергея Занимонца, новоприобретенного друга Белорусского общества инвалидов, пожалуй, дорогого стоит.

– Сирень на мешковине… Это же чудо. У снобов существует простой критерий: повесил бы ты эту картинку дома? Вот я бы эту сирень повесил. Я бы повесил церковь… – сирень, о которой говорит Сергей Занимонец, вышила Валентина Некрасова, а церкви – конечно же, кисть Ивана Петручика. – Вчера с женой полчаса провели в этой маленькой комнатке. Привлекает. А привлекает, знаете что? Что этим людям есть что сказать нам, тем, кто ходит, но не видит всего этого. Эти люди понимают, что жизнь прекрасна. В жизни 95% людей, как ни крути, – вагоны, 5% – паровоз, они тянут. Среди тех людей, которые здесь, почему они мне так понравились, наоборот, 95% – это паровоз. Люди, чем-то обделенные, не знаю, этично ли так говорить, обладают таким чистым, незамутненным взглядом на жизнь, реально стоят на ногах.

Отличительная черта этой выставки – символичность. Незабудки-память, бабочки-вестники, яблочный цвет – цветы Победы… Какие-то картины уже знакомы посетителям мероприятий ОО «БелОИ». А вот «Цветущий май» Анны Гадировой написан непосредственно к этой выставке, не оценены еще зрителем, например, «Апрель в лесу» Дмитрия Лозового, гобелен «Иссякающий источник» Надежды Решетовой… «Кудесники» – отзывается Надежда Ледовская, ведущая нашей «памятной» встречи.

– Здесь очень много тепла и искренности. Здесь много настоящих, трогательных и профессиональных работ, – отмечает искусствовед, арт-критик Лариса Финкельштейн. – Но квинтэссенция этой выставки – стенды с фотографиями, эта документальность, непридуманность. Это все не может не вызвать и ностальгию, и благодарность, и веру в то, что что-то есть и будет настоящее в наших душах и сердцах…

На фото «ревущих» 40-х Валентин Ермолович, Арсений Кедрик, Павел Калейник… Отцы и деды. Сплошь воспоминания. Ведь большинство тех, кто вспоминает, видели войну в глазах своих близких. Им кажется, что все услышанное от родных стало их собственными переживаниями.

Директор гостеприимной библиотеки Алена Калейник позволяет себе на 9 мая прикалывать к груди отцовскую медаль «За отвагу», любимую награду отца. Раз уж Павла Калейника не могли призвать в армию по возрасту, он ушел в подполье: носил клише для подпольных газет. Обнаруженный, чудом уцелел в концлагере. Чтобы после освобождения Минска стать связистом 2-го Белорусского фронта. А после Победы – художником Большого театра оперы и балета.

Семья начальника штаба Арсения Кедрика, дедушки фотографа выставки Елены Кулюкиной, собиралась 22 июня уехать в отпуск. Среди ночи уехали в эвакуацию. Так и попали в Бугуруслан в шелковых чулочках, в летних пальтишках и в лаковых туфлях. Боясь паники, семье назвали случившееся «провокацией», вывозили из города «на два часа». А Арсений Кедрик отправился завоевывать Победу.

Волной растут воспоминания за столом, просыпаются в ответ на эти рассказы, на нежданно глубокие и гармоничные стихи о войне юной поэтессы Татьяны Куприянец, на балладу барда и художника Сергея Шило, острого и непримиримого в своих стихах, на исполнение ностальгических песен Сергея Занимонца… Война вдруг оказывается удивительно близко, словно разделяют нас не 70 лет, а эти самые четыре шага библиотечного зала. Четыре шага от нежного мирного пейзажа до взгляда с застывшим воспоминанием войны…

Юлия ЛАВРЕНКОВА

Фото автора

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.