Индекс недоступности

Поддержи

Рубрика : Новости.

За границей давно никого не удивляет соседство в учебной аудитории со студентами с инвалидностью. Для Беларуси такое явление повсеместно, к сожалению, пока не характерно. В стране всего 14% людей с инвалидностью имеют высшее образование, при этом почти 4% никогда нигде не учились.

Конституция Республики Беларусь гласит: «Каждый имеет право на образование». В свою очередь люди с инвалидностью наравне с другими гражданами имеют право на гарантированные Конституцией Беларуси бесплатное общее среднее и профессионально-техническое образование, а также доступность для всех в соответствии со способностями каждого.

Именно с доступностью образования для людей с инвалидностью чаще всего возникают проблемы. Одна из них заключается в том, что студенты зачастую просто не могут добраться в учебное заведение.

Минчанка Людмила Костыко, инвалид 1-й группы, учится в магистратуре факультета международных отношений Белорусского государственного университета. Девушка получила травму, будучи студенткой 1-го курса, и с тех пор передвигается на инвалидной коляске. На занятия в режиме свободного посещения на дневной форме обучения в университет Людмила некоторое время добиралась на специально оборудованной машине – социальном такси. Но в 2011 году Территориальный центр социального обслуживания населения Партизанского района Минска отказал ей в предоставлении этой услуги.

Основанием для отказа Людмиле Костыко стала Программа развития социального обслуживания в Минске на 2011-2015 годы. Поскольку этой программой предусмотрено выделение автомобиля только инвалидам, обучающимся на заочной либо дистанционной формах обучения. Для студентов дневной формы обучения регулярный социальный транспорт не предусмотрен.

Людмила осталась со своей проблемой один на один. Для того, чтобы добраться до места учебы дважды в день, девушке остались лишь такие варианты, как такси и помощь друзей или родственников. Согласитесь, постоянно такими способами на учебу не наездишься.

– Для меня все это очень тяжело. Мой доступ в университет ограничен – два раза в неделю, – рассказывает Людмила Костыко. –
Кроме того, расписание поездок на социальном такси составляется за месяц. Если звонишь в ТЦСОН Партизанского района позже, то, как правило, мест уже нет. На самом деле добраться туда, куда тебе нужно, очень сложно. Приходится сильно изловчиться, чтобы найти какую-то возможность. Конечно, я подстраиваюсь, но большинство времени обучаюсь на дому. Мои выезды очень редкие и даются мне тяжело, в первую очередь это связано со здоровьем. Кроме того, безбарьерная среда в Беларуси только начинает формироваться. В городе мало мест, доступных для людей с инвалидностью. Да и в принципе, в разных местах города, где я была, мне требовалась помощь посторонних.

Действительно, белорусским законом предусмотрен бесплатный подвоз учеников государственных дошкольных учреждений, а также учреждений общего среднего и специального образования. Для некоторых студентов с инвалидностью, жителей Минска и Минского района, предусмотрено предоставление транспортных услуг социального такси на бесплатной основе. Все категории людей, которые могут пользоваться этой услугой, перечислены в соответствующих нормах. Среди них есть категория «инвалиды-колясочники», к которой относится Людмила Костыко. Но в норме есть оговорка: студенты дневной формы обучения, передвигающиеся на коляске, могут воспользоваться бесплатным транспортом не более двух раз в неделю.

Согласитесь, предоставления услуг социального такси для подвоза в университет всего два раза в неделю недостаточно для того, чтобы полноценно участвовать в процессе обучения. Кроме того, указанный в нормативно-правовом акте перечень лиц не включает в себя все категории людей с инвалидностью, для которых использование специального транспорта было бы востребованным. Например, не имеют право на пользование службой специального автотранспорта инвалиды 2-й группы, не являющиеся колясочниками, но имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, или инвалиды 1-й группы либо дети с инвалидностью, обучающиеся в учреждениях образования на дневной форме и не являющиеся колясочниками.

Почему Людмила Костыко вынуждена обучаться на дому, хотя с радостью посещала бы университет регулярно? Справедливым было бы предоставление услуги специального социального такси по мере необходимости студента. Ведь на эту услугу подвоза в учреждения высшего образования дневной формы обучения и заочной (во время сессии) вправе рассчитывать инвалиды 1-й группы и дети-инвалиды до 18 лет.

В то же время за рубежом организация специальных транспортных услуг для людей с инвалидностью давно ушла в своем развитии далеко вперед. Так, например, в Великобритании существует парк машин, состоящий из легковых такси. Человек с инвалидностью может выбрать из них нужный транспорт в любое время. Целый парк машин в его распоряжении без ограничений. Также в Великобритании есть обычная служба такси, которая оказывает услуги для здоровых людей, но также оказывает помощь людям с инвалидностью. При этом водители этой службы такси могут оказывать помощь в погрузке инвалидной коляски в такси или пересаживании инвалида. Кроме того, люди с инвалидностью в Великобритании не испытывают трудностей с тем, чтобы словить такси без предварительного заказа, то есть просто «голосуя» на улице.

 

Вероника СОЛОВЕЙ

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.