Я показываю «лайк»

Обзорная экскурсия по Минску, интеграция, Международная общественная организация "Дети. Аутизм. Родители", Тальяна Яковлева, Людмила Скрадаль, инициатива "Мивиа".У средней школы № 187 собирается 1 «А» класс и дружно садится в автобус. Ребята едут на экскурсию по Минску! Кажется, все в этих сборах канонично. Только троих мальчишек держат заботливо за руки – их мамы либо тьютеры. И у каждой такой пары – книжицы с фотомаршрутом на сегодня. Внешне все кажется простым, привычным, наработанным. На самом деле это первая интегрированная экскурсия «Узнаем Минск вместе» для детей с аутизмом. Первая в Беларуси. Впрочем, удивляются организаторы, не обнаружили прецедентов и в мире.

Вместе со своими товарищами 19 марта Минск узнают из окон автобуса шестеро ребят с аутизмом. В том числе гости из специальной общеобразовательной школы № 18 для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для этих экскурсантов путешествие началось заранее – с обещаний поездки, с подробных рассказов – от того, как нужно вести себя на экскурсии, до того, какие достопримечательности они увидят. Такая детальная предварительная подготовка для детей с аутизмом крайне важна, и это один их тех элементов, которые делают нашу экскурсию инклюзивной.Обзорная экскурсия по Минску, интеграция, Международная общественная организация "Дети. Аутизм. Родители", Тальяна Яковлева, Людмила Скрадаль, инициатива "Мивиа".

Автором идеи «Узнаем Минск вместе» в Международной благотворительной общественной организации «Дети. Аутизм. Родители» называют Людмилу Скрадаль. Магистр инновационных технологий в туризме и экскурсовод, она в рамках общественной инициативы «Мивиа» работала с незрячими людьми (думаю, мало кто не слышал о тактильных макетах Минской ратуши и Верхнего города, а вслед за этим и об экскурсиях с завязанными глазами), включала в свои группы инвалидов-колясочников, показывала город людям с психофизическими особенностями. Ни один экскурсовод в Беларуси, ни одна туристическая фирма не решится взять смешанную группу, где были бы дети с аутизмом. Нет инклюзивных туристических программ. Несправедливо! Поэтому Людмила Скрадаль и команда «Мивиа» взялись проторить здесь экскурсионную тропу. Методику работы подсказали в опытной организации «Дети. Аутизм. Родители».

Обзорная экскурсия по Минску, интеграция, Международная общественная организация "Дети. Аутизм. Родители", Тальяна Яковлева, Людмила Скрадаль, инициатива "Мивиа".

Возле автобуса тьютер Олег снова раскрывает перед своим другом специальную экскурсионную «книжку историй». Вот фото реки Свислочь, которая первой значится в нашем маршруте. Рядом стимулирующие восприятие картинки-семы – все, с чем связана наша Свислочь: утки, рыбалка, ивы… Таким образом раскрывается каждый объект маршрута: Дворец Независимости, Комсомольское озеро, Музей Великой Отечественной войны, Дворец спорта, католический кафедральный собор Святого Имени Девы Марии, Белгосцирк, Октябрьская площадь, площадь Победы, площадь Якуба Колоса и Национальная библиотека.

Обзорная экскурсия по Минску, интеграция, Международная общественная организация "Дети. Аутизм. Родители", Тальяна Яковлева, Людмила Скрадаль, инициатива "Мивиа".

– Выбраны самые значимые объекты, которые видны издалека, на которые легко направить взгляд детей. Они же находятся на маршруте «Минск – столица Республики Беларусь». Плюс разнообразие тем: литература, спорт, природа… – поясняет экскурсовод Людмила Скрадаль. – Во время экскурсии я буду опираться на эту книгу. В тексте дана общая информация, там нет дат, сложных имен, исторических фактов. Возраст обязывает. И мы учитываем особенности деток с аутизмом. Даем расширенную информацию, но точечную. Текст подобран таким образом, чтобы он был интересен и деткам с аутизмом, и обычным детям, чтобы там была вопросно-ответная и игровая форма.

Мягкий, плавный голос экскурсовода Людмилы Скрадаль волшебно превращает всех детей в послушных экскурсантов и придает бесхитростному, упрощенному для первоклашек рассказу о Минске загадочности.

Обзорная экскурсия по Минску, интеграция, Международная общественная организация "Дети. Аутизм. Родители", Тальяна Яковлева, Людмила Скрадаль, инициатива "Мивиа".

Вообще, визуальное подкрепление – отличительная черта экскурсии. Дело в том, что у экскурсовода в руках указатель, которым она напоминает: посмотрите налево, на Дворец Независимости, посмотрите направо, этот алмаз – наша Национальная библиотека. Такая напоминалка – отличное решение для любых деток: они не вертят головой по сторонам и не шумят друг на друга «направо, а ты куда смотришь!».

А еще организаторы ввели такой жест, как «лайк»: тебе нравится это место?, как вам экскурсия? – если да, подними большой палец вверх, скажи «лайк». Это не столько веяние социальных сетей, сколько способ наладить контакт с теми детьми, которые не могут выразить эмоции словом. Ребенок остается в контакте с экскурсоводом, с сопровождающим и с друзьями. Таковы приемы альтернативной коммуникации, показанные ребенку с аутизмом. Какие особенности этих ребят обусловили нестандартные подходы экскурсии, рассказывает директор МБОО «Дети. Аутизм. Родители» Татьяна Яковлева:

Обзорная экскурсия по Минску, интеграция, Международная общественная организация "Дети. Аутизм. Родители", Тальяна Яковлева, Людмила Скрадаль, инициатива "Мивиа".

– Основная проблема людей с аутизмом – они непросто адаптируются к чему-то новому. В привычной обстановке человек спокоен. Если в нее вторгается что-то неожиданное, он теряется. Причем это может проявиться в тяжелых психосоматических состояниях. Чтобы деток с аутизмом выводить куда-то, должна быть проделана серьезная работа. В нашем случае она проводилась по методу социальных историй.

Смотрим на знаковые места города из окон. Сегодня выходить из автобуса, рассматривать детали не будем. Это, можно сказать, репетиция. Не стоит утяжелять эмоциями и впечатлениями этот насыщенный для ребят день. При том что наши «особенные» экскурсанты подготовлены к активной социализации. Нет, не книгой с иллюстрациями – интегрированным классом, общением со сверстниками. Как замечает Наталья, одна из сопровождающих: обычные дети дают понять, как надо себя вести во время экскурсии правильно. И не только во время экскурсии…

Обзорная экскурсия по Минску, интеграция, Международная общественная организация "Дети. Аутизм. Родители", Тальяна Яковлева, Людмила Скрадаль, инициатива "Мивиа".

– Очень надеюсь, что такие экскурсии будут регулярными, и мы сможем проследить, как методика работает в прогрессе. Может быть, осенью мы запланируем экскурсию с выходом из автобуса. Возможно, расширим по времени программу, – подмечая целеустремленность Людмилы Скрадаль, думаю, что это не просто мечты. – По результатам проведем круглый стол вместе с заинтересованными коллегами Института туризма Белорусского государственного университета физической культуры. Наша задача – подготовить ребят к культурной жизни, где они смогут у любого человека черпать информацию, не только у специально подготовленного. И кстати, инклюзивные методики помогают при работе со всеми остальными туристами. В программе «Мивиа» мы делаем проекты таких образом, чтобы они были доступны всем. Эти проекты направлены на общественность, не на людей с инвалидностью. Но люди с инвалидностью могут полноценно, качественно участвовать.

После экскурсии на лицах читаешь: удалось, понравилось! Повторили бы! И кто бы мог поверить, что кто-то из ребят с аутизмом в этот день впервые ехал в автобусе! Не испугался, не растерялся. Татьяна Яковлева уверена: все это делает дружба и внимание. И, конечно, адекватная, профессиональная подготовка.

– Даже тот факт, что наши дети вместе, всем классом, выезжают куда-то – это огромный прорыв. Кажется, что очень просто: сели в автобус и проехали, а для наших детей это реальный труд, это достижение, – объясняет мне незаметные обычному человеку тонкости Татьяна. – Очень хочется не быть исключением в обществе! Хочется стать новым поколением детей с аутизмом в Беларуси. Если в Беларуси будут появляться интегрированные классы, работать инклюзивные проекты, у нас получится. Мы достойны занимать такую же нишу, которая доступна людям с аутизмом за рубежом. Они становятся учеными, музыкантами, спортсменами, они совершенно социализированы. Со своей особенностью, да. Но их принимают такими, какие они есть.

Обзорная экскурсия по Минску, интеграция, Международная общественная организация "Дети. Аутизм. Родители", Тальяна Яковлева, Людмила Скрадаль, инициатива "Мивиа".

Мамы и тьютеры тонко подмечают реакции своих детей. Но и я, впервые встретившись с ребятами, понимаю, насколько экскурсия пошла им на пользу. Если первые достопримечательности могли и не удостоиться внимания, кто-то, я заметила, упрямо закрывал книгу социальных историй, кто-то вместо окна мог заглянуть в интернет, то позже тот же «непослушный» сам указывал на фото в путеводителе и пристальнее смотрел в окно. Получилось!

P.S. Передаем благодарности СДЮШОР ФКиС «Клуб по хоккею на траве «Минск», предоставившей автобус для экскурсии.

Юлия ЛАВРЕНКОВА

Фото автора

Комментарии

Ирина

2015-03-27 18:41:12

Юль, спасибо! Приглашаем на еще одно наше мероприятие) -- презентацию проекта "Аутизм. Старые сказки на новый лад"
Подробности тут http://autismschool.by/news/priglashaem!-my-pishem-skazki-chtoby-izmenit-realnost.html

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.