Героизм vs пацифизм русского «Батальона»

Рубрики: Новости.

Сегодня российский фильм «Батальонъ» режиссера Дмитрия Месхиева вышел в прокат. Судя по количеству принявших участие в показе кинотеатров, создатели картины ждут массового зрительского внимания. Что ж, зритель не разочаруется, кино красивое, зрелищное.

Да и тема нетривиальная: малоизвестная, неудобная Первая мировая война – раз, «Женский батальон смерти», такое носил он пугающее название, под командованием поручика, кавалера Георгиевского креста Марии Бочкаревой – два. Батальон, сформированный из женщин-доброволиц разных сословий, чтобы отказавшихся воевать мужчин-солдат устыдить и подтолкнуть к бою с врагом. Кстати, несмотря на короткий военный путь батальона, около 200 женщин довольно успешно сражались на фронте под Сморгонью. Вот об этом мужественном отряде и расскажет фильм. Вы знали раньше о нем? Я, признаться, нет. Огромное спасибо создателям фильма за осмысление Первой мировой войны, тем более в таком необычном ракурсе! Уже ради этой исторической справедливости стоило снимать фильм.

В связи с данным кинопроектом непременно упоминается, что «Батальонъ» опекали создатели «Брестской крепости» и «Сталинграда». В частности, Игорь Угольников – автор идеи и генеральный продюсер как совместной с Беларусью нашумевшей «Брестской крепости», так и более неоднозначного «Батальона». Этот факт существенный для осознания задач данного кино, а также его экранного будущего. В мае планируется запустить четырехсерийную телеверсию фильма, кажется, уже традиционно.

Рядовой зритель судит об истории по кино и беллетристике. Создатели «Батальона» заверили в исторической аккуратности. От военной формы и окопов до жесткого характера главной героини (в исполнении Марии Ароновой). Ну ладно, за небольшим исключением, как признался генеральный продюсер Игорь Угольников. Вы бы поверили, что русский батальон уходил на фронт под французскую Марсельезу, а не под «Прощание славянки»? Да, реальность и правдоподобие иногда существуют в разных плоскостях. Впрочем, говоря об историзме картины, стоит помнить, что единственной реальной исторической личностью с более-менее определенной биографией была лишь Мария Бочкарева.

Впрочем, в некоторых эпизодах зрелищность явно побеждает историческую правду. Никогда не поверю, что девушка начала ХХ века могла стоять перед мужчиной в нижнем белье – с голыми руками, глубоким вырезом. Дворянка, к слову. Хотя, конечно, форменной нижней рубашкой хрупкость и жертвенность показать куда сложнее. Также можно найти в картине точно действующие на эмоции зрителя и ожидаемые здесь штампы: ну как, скажем, не показать русского богатыря, которая и кочергу в дугу согнет.

Но самым главным для меня стал вопрос: чего же больше в этом фильме, патриотического пафоса или антивоенного. А героического в «Батальоне» много. Начиная с искреннего и всеохватывающего стремления героинь быть побритыми наголо и взять в руки винтовку. Но необъяснимого стремления! Как ни стремились создатели фильма понять мотивации наших предков, им это не очень удалось. Личной драмы – известия о смерти любимого – для решения такой глобальной задачи явно недостаточно. Порыв отомстить у домашней девочки вызван первыми захлестнувшими эмоциями. Мне не хватило на туалетных столиках книг о ветеранах былых войн, которые для тех девушек не были легендами, медалей отца, с которыми девочка могла играть в детстве. Меня не уверили в том, что принцип ценности Родины был общенациональным, а он был таковым. Более того, зрителя резко окунают в патриотизм молоденьких девочек, забыв, что мы от него, такого жертвенного, порывистого, отвыкли. А тут вдруг на первых минутах утонченная барышня врывается в кадр с призывом вступить в отряд Марии Бочкаревой. Да мы в этом женском батальоне еще не видим надобности, еще не верим в него! И эта отчужденность тормозит восприятие зрителя.

Правда, к финалу верим, в самоотдачу, в Отечество – настолько благородно мужественны лица, и у крестьянок в том числе, упрямы поступки. Даже слишком мужественны – по первой потерянной подруге женщины-солдаты плачут с подачи командира. Не стает последовательного становления героинь: от страха и нерешимости к мужеству и осознанию, и в образе мыслей, и в боевой подготовке. Но тут мы наталкиваемся на другую ошибку – кажется, перестарались. И сцена молитвы перед боем, и меткая съемка сверху, и титры, и непосредственно финал навязывают неполезное и ненужное восприятие батальона Бочкаревой как ангелов-спасителей России, но в невыполненной миссии виноваты, как всегда, обстоятельства.

Антивоенный пафос в фильме ярок. И тоже с первых кадров: недаром новобраниц, как же тяжело для языка это слово, бреют наголо, когда они еще в изящных платьях, со шляпками, с сережками в ушках. Контрасты на протяжении фильма усиливают ощущение тревоги. Женщина в военной форме, женщина рядом с солдатом-богатырем, женщина убивающая… Создатели фильма щепетильно отнеслись к теме первого убитого, натуралистично раскрыли ее. И попали в точку.

Может, благодаря тому, что Первая мировая была проще в плане техники, может, в попытке усилить недостаточно выраженные сюжетные линии главных персонажей, в «Батальоне» война «близкая», на крупных и средних планах. Ну конечно, не без баталий! И много крови, смертей вблизи. И особая сила приема в том, что рядом оказывается женщина. Особенно много мертвых глаз, только что еще хранивших жизнь. Эти девичьи глаза вы запомните надолго. И несколько раз захотите попросту отвернуться. Пожалуй, стоит это сделать.

А вот бытовых деталей, чтобы закрепить зрительское неприятие войны, явно недостает. Слишком высока героическая нота. Больше экранного времени героини проводят на тренировках, в боях. Но никак не стирают белье, а кое-кто к быту вовсе не приспособлен, не ранят руки о барьеры полосы препятствий, не жалуются друг другу на синяки от отдачи. И вши их не едят, верные мучители солдата. Хочется больше земных нюансов, пусть даже неудобных, «некрасивых», как рука с землей под ногтями, которая-таки в кадре появляется.

И все же антивоенный призыв фильма значительно громче и отчетливее. И, несмотря на патриотический пыл Бочкаревой и ее команды, хочется поддержать инертных, хамоватых, но отказывающихся воевать мужиков. Когда оружие берет женщина, неприемлемость войны становится очевидной. И именно в этом особая актуальность фильма «Батальонъ» сегодня.

Юлия ЛАВРЕНКОВА

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.