Навигатор доведет!

Рубрики: Новости.

«Двигайтесь вдоль проспекта Машерова до пересечения с улицей Сторожевской. Поверните налево. Перед вами шесть лестничных маршей длиной в 5-6 ступенек на расстоянии 30 шагов друг от друга. После подъема по левой стороне тротуара начнется церковная ограда. Через 30 шагов слева находится калитка, ведущая на территорию церкви Святой Марии Магдалины».

Сегодня незрячий может услышать подобную подсказку от GPS-навигатора своего смартфона и ловко сориентироваться в пространстве. Даже на той улице, на которой до этого не был. Белая трость, современный телефон на платформе Android или iOS и аналитическое мышление способны довести человека до пункта назначения так точно, что ему не понадобятся подсказки прохожих.

В Белорусском товариществе инвалидов по зрению подытожили совместный со шведско-финской высшей народной школой Svefi проект «Мобильность незрячих и слабовидящих в Республике Беларусь», начатый в 2013 году. 30 участников, инвалидов по зрению, составили около 3000 маршрутов до магазинов, банков, кафе, местных исполкомов, школ, церквей, поликлиник, аптек… Минск, Слуцк, Молодечно, Брест, Пинск, Дрогичин, Могилев, Бобруйск, Витебск, Орша, Гомель, Речица, Гродно, Волковыск и даже несколько поселков и деревень стали для незрячих гостеприимнее. Ценность «проложенных путей» в том, что коллеги внесли в маршрут такие препятствия как бордюры или пороги, отметили тип светофора на переходе, обратили внимание на дополнительные ориентиры, например, перила, заборчик, клумбу – значит, маршрут должен стать доступным тотально слепому человеку. Звуковую карту города можно скачать уже сегодня с сайта БелТИЗ и установить на свой смартфон.

– Считаю, что проект удался, – подводит итог работы своей группы один из тренеров проекта Александр Евдокимов. Александр приезжал на тренинги из Молодечно и неизменно в Минске пользовался навигатором. – Возросло количество опытных пользователей мобильной сенсорной связи, участники проекта получили в пользование современные достаточно мощные аппараты. Кроме того, в средствах массовой информации появились материалы о незрячих пешеходах, и наши люди стали появляться на улицах чаще, тем самым интегрируясь в общество.

Участники в проекте действительно подобрались разные: кто-то полтора года назад еще не держал сенсорного устройства в руках, кто-то был опытным пользователем, но в мобильную навигацию не верил.

– И теперь я вижу обновленных людей, – отмечает одновременно тренер и участник проекта, а также опытный пользователь GPS-навигации Александр Северин из Гомеля. – Если раньше человек знал 2-3 маршрута, то теперь он научился ориентироваться в городе в принципе и перестал бояться куда-то выходить.

– Собственно, когда говорили о скептиках, эти слова относились и ко мне, – признает участница проекта Екатерина Раскошная. – Я считала, что это ненадежно. Да, эти месяцы работы изменили мое отношение к GPS-навигации, к техничес-
ким средствам реабилитации. Один из маршрутов я думала сделать до одного из зданий банка. Навигатор диктует, где находится банк, и я иду. Понимаю, что нужно зайти в подземный переход и как-то выйти с правильной стороны. Переход сложный, а естественно, навигатору уже доверять не приходится – все-таки под землей. И тут мне программа сообщает: вы прошли этот банк. Смеюсь: под ним я что ли? Выяснилось, что навигатор говорил абсолютно правильно, несмотря на эти тонны перекрытий над головой, – вход в банк оказался не с улицы, а из перехода. Но я все же отказалась от данного маршрута.

Однако лучшим показателем будет не число прописанных схем движения, а люди с белой тростью на улицах городов. Организаторы ждут, что их станет заметно больше. А некоторые участники проекта продолжают привычно создавать навигационные пути.

– Какие-то новые места для себя открываешь, чтобы лучше запомнить, все равно пишешь эти маршруты, – улыбается Наталья Савчук из Кобрина, за время проекта даже немного перевыполнившая план. – Я более досконально изучила свой город, хотя до этого я его знала – я видела. Конечно, программы желательно усовершенствовать, потому что приходилось и переписывать много раз маршруты.

Целенаправленное исследование городов параллельно подняло вопрос безбарьерной среды. В частности, прокуратура, нотариат, адвокатура оказались совершенно не готовыми к клиенту с нарушенным зрением. Список необходимых для установки в Минске светофоров, который ежегодно подает в Мингорисполком Минская областная организация БелТИЗ, в 2015 году будет соотнесен с теми маршрутами, которые разработаны для столицы.

Участвовала в проекте «Мобильность незрячих и слабовидящих» и председатель МОО ОО «БелТИЗ» Светлана Сенько:

– Это мобильное приложение стало для меня дополнительным инструментом при работе с органами власти, когда речь идет о закупке новых телефонов как средств реабилитации. Это не всегда проходит успешно – приходится доказывать необходимость дорогостоящего смартфона. Достаточно в кабинете встряхнуть телефон, поинтересоваться, где я, и телефон называет, на какой я улице нахожусь и номер дома. Это впечатляет. И в прошлом году в Минске были закуплены телефоны лучших моделей – организаторы тендеров ко мне прислушались.

Еще одну грань проблемы самостоятельного передвижения инвалидов по зрению БелТИЗ надеется решить уже совместно с государством. Как узнать номер автобуса на остановке? Министерство труда и соцзащиты, исходя из будущей Государственной программы по интеграции инвалидов, пожилых людей и физически ослабленных лиц на 2016-2020 годы, планирует оборудовать транспорт речевыми информаторами. А как быть уверенным, когда выйти из автобуса? В общественном транспорте, случается, забудут остановку объявить или назовут предыдущую.

– Мне всегда хотелось передвигаться самостоятельно при помощи маршрутных такси. Это было проблематично, потому что надо всегда сказать «остановите». Если поехал в объезд или ты сбился со счета поворотов, уже точно сказать не можешь, – сетует Татьяна из Бреста. Она стала одним из первых пользователей новинки. – Теперь навигатор подскажет, когда выходить.

Спутниковый навигатор на ряде объектов может дополнить карта тактильно-речевой системы Iveo. Правда, точности данной программы в 5 м для незрячего человека недостаточна. Для него играет роль даже метр расстояния.

Шведские партнеры подбросили для размышления необычный факт: программа для незрячих BlindSquare, которой наряду с OsmAnd пользовались участники проекта по мобильности, недавно стала основой навигационного приложения для зрячих людей. Вовсе не наоборот. Дочернее MyCitySquare выходит на рынок в феврале. Впрочем, звуковая навигация – просто подарок любому пользователю летом, когда сенсорный экран отсвечивает на солнце. Также разработчик усовершенствует свой продукт несколькими любопытными функциями: можете послушать информацию из Твиттера, Facebook или Википедии, с официальной страницы организации, которую ищете, предлагается интеграция чата. Правда, такое дополнение для белорусов пока малоактуально.

Напомню, создание навигационной базы для мобильных телефонов на платформах Android и iOS – уже третий совместный шаг БелТИЗ со Шведской школой Svefi по улучшению жизни незрячих и слабовидящих в Беларуси. И немедля приступили к реализации четвертого проекта: в разгаре двухнедельная сессия обучения предпринимательству тридцати инвалидов по зрению на базе Белорусского государственного экономического университета. Интуиция подсказывает, что заместитель председателя ОО «БелТИЗ» Михаила Антоненко и координатор со шведской стороны Андрей Усов уже в поисках нового замысла.

Юлия ЛАВРЕНКОВА

Фото автора

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.