Особое детство

Дети с ДЦП, реабилитация, Зельва, Гродненская областьКогда ребенку ставят страшный диагноз, родители недоумевают: что делать, как жить дальше, есть ли шанс помочь больному маленькому человечку? Сегодня заболевания нервной системы являются одними из главных причин детской инвалидности. По мировой статистике, на тысячу родившихся двум-четырем малышам ставится диагноз ДЦП. В Беларуси 70-80% детей-инвалидов имеют заболевания нервной системы, в том числе ДЦП. В Зельвенском районе этот диагноз поставлен 9 ребятишкам. Есть ли у них шанс на полноценную жизнь? Происходят ли чудеса, и каких успехов достигают мальчишки и девчонки в реабилитации? Ответы на эти вопросы попыталась отыскать в Зельвенском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Навстречу с улыбкой до самых ушей вышел 8-летний Максим.  Так приветливо встречает он всех знакомых ему людей. Взяв меня за руку и по-детски заглядывая в глаза, спросил: «Фотографировать будем?» Услышав положительный ответ, стал командовать ребятами, где кому сесть. Девочка с огромными голубыми глазами и светлыми косичками направилась в любимый кукольный домик. Мальчишка, чуть поменьше ростом, начал раскладывать игрушки. За игрой эти милые детишки вряд ли задумываются, что каждый день для них – наперекор, вопреки и несмотря… Для многих из них привычные действия – взять ложку, удержать полную кружку, застегнуть пуговицу – что для здорового человека полететь к небу. Как взмахнуть крыльями, когда их за спиною  нет? Вот и они не могут многое из того, что по силам их здоровым сверстникам. Недавно семилетний Артем научился ставить ножку на ступню, зажимать кулачок, произносить отдельные слова. Звучит легко. А для него – огромный шаг вперед. Ведь с диагнозом ДЦП достичь каких-то результатов очень сложно. Во временном промежутке это не привычный урок по 45 минут, а месяцы, а то и годы учебы. До 2,5 лет мальчик не ползал. Родители носили его на руках. Несколько лет упорной работы воспитателей, инструктора по физической культуре, повторений дома – и случилось чудо: мальчик научился держать равновесие, ориентироваться в пространстве, укрепились мышцы спины, да и всего тела. Стоит сказать, что без подобных занятий он так и не смог бы достичь всего этого.

Ольга Мекеня, директор центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, к подобным историям относится особенно трепетно: «Для нас каждое новое движение воспитанников очень важно и результативно. Это своего рода подсказка, что работаем мы в правильном направлении. И нельзя однозначно сказать, что это заслуга одного человека. Работаем командой – от помощника воспитателя до социального педагога. Желание родителей включиться в процесс обучения и помогать нам тоже очень весомо».Дети с ДЦП, реабилитация, Зельва, Гродненская область

Тяжелее всего продвигаться дальше в обучающем процессе после летних каникул. Да-да, у ребят из центра тоже они есть. К сожалению, в силу слабой памяти очень быстро забывается усвоенный за месяцы материал. Приходится многое начинать сначала. Два года ушли на то, чтобы научить Артема держать ложку, понять, что именно этим столовым прибором надо пользоваться для того, чтобы покушать. Навыки удержать кружку так, чтобы не разлить ее содержимое, давались мальчишке с особым трудом. За учебный год он осознал, для чего в его руке кружка, но за каникулы забыл. Теперь ежедневными повторениями восстанавливаются нарушения координации движения.

Перед 6-летним малышом, который показывает мне свой игрушечный огород, стоит нелегкая задача – научиться раздеваться, снимая с себя в правильной последовательности вещи, застегивать пуговицы, натягивать шапку. Самые привычные каждодневные самостоятельные движения его здоровых ровесников! Хотя ему и нравится, как другие ребята раскручивают педали на велосипеде-тренажере и бегают по спортивной дорожке, сам же боится попробовать и повторить. Да и пока не осознает, какие движения необходимо делать. Вместе с инструктором предстоит изо дня в день  ходить на занятия и разрабатывать руки и ноги.

Инструктор по физической культуре Мария Попко берет ножки мальчика и ставит на педали велосипеда. Он с трудом понимает, что нужно приложить силу, чтобы их прокрутить. Старается, но нервничает. Пока едва ли что получается. Мария Ивановна гладит по голове, подбадривает: «Да, я понимаю, что детям очень сложно. За время занятий они очень устают. Начиная работать на тренажере, детские мышцы приспосабливаются к непривычной нагрузке. Для ребенка с проблемами в развитии это тяжелый труд. Но по-другому нельзя».

«Для каждого воспитанника разрабатывается индивидуальная обучающая программа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, – объясняет директор заведения. – Через определенное время специалисты проводят диагностику и видят динамику. Если таковая отсутствует, время на усвоение материала увеличивается. Во многом, конечно, результат зависит от степени нарушения умственных способностей. Но так как реабилитация проходит в комплексе, методами медицинской, психолого-педагогической, физической коррекции, практически всегда он положительный. Отвел в сторону пальчик – уже хорошо, следит глазами за движениями предмета – отлично, реагирует на изменение цветовой гаммы – замечательно. Всего лишь один взгляд, маленькая эмоция, а мы знаем, что это лучше, чем ничего».

Дети с ДЦП, реабилитация, Зельва, Гродненская областьМария Ивановна показывает всевозможные тренажеры, которые есть в спортивном зале центра: «Мы постоянно внедряем новые методики в процесс реабилитации, а также используем уже широко известные, те, что успели доказать свою эффективность». Велотренажер только на первый взгляд кажется простым спортинвентарем. Но для каждого ребенка устанавливается определенная нагрузка и контроль времени в зависимости от роста и веса. До недавнего времени не хватало сил моей светловолосой знакомой выполнить в комплексе всю программу. А сейчас рада продемонстрировать свои умения несколько раз подряд.

Инструктор усаживает Максима в висящее кресло, подобное качелям, но со специальными ремнями. Мальчишка напоминает парашютиста. Но он в восторге начинает раскачиваться. Благодаря этому приспособлению укрепляются мышцы спины, рук и ног.

Любят воспитанники и спортивную дорожку, и большой гимнастический мяч, и веревочную лестницу, и массажный мостик. Да и все такое яркое, красочное, что только отъявленный лентяй не захочет здесь заниматься. Тем более, что маленькие пациенты получают всю необходимую помощь бесплатно. Если в комплексе сочетать весь имеющийся инвентарь с лечебно-физкультурными занятиями, можно рассчитывать на заметную динамику. Чего, впрочем, уже добились некоторые ребята.

В центре, кстати, работают не только над физическим усовершенствованием детей, но и интеллектуальным, эмоциональным. Артем не разговаривал до 3 лет, а только произносил какое-то звукоподражание, через время заговорил односложными словами. Родители, надежда которых все-таки не покидала в душе, плакали от радости. Теперь, когда сын хочет выразить свое согласие, он говорит: «Да». Преодолен в его болезни еще один большой барьер. Девочка, похожая на куклу, ее так и называли в центре «хрустальная», в три годика не реагировала ни на цвет, ни на звук. Через 12 месяцев смогла держать головку, пыталась стать на ножки, в руки брала игрушку, и, самое главное, заулыбалась.

Вместе со специалистами учреждения дети научились лепить, конструировать. Особенно любят нетрадиционную технику – оригами, пальчиковую живопись, коллаж. Медленно, но заучивают стихотворные строчки, разучивают танцевальные движения. И даже выступают на сцене – расковано и уверенно. Успешно выступили в минувшем году на республиканском фестивале «Вясёлкавы карагод», в текущем – на республиканском конкурсе «Усе разам» по развитию двигательной активности у детей с тяжелыми и многочисленными нарушениями развития. Полезными воспитатели считают и совместные занятия, когда вместе в учебном кабинете собираются педагоги, родители и их дети. А еще, несмотря на все недуги, эти ребята очень гостеприимные. Свое искреннее радушие они показали, как только увидели меня. Постоянными гостями центра стали волонтеры учебных заведений райцентра, представители организаций района. Мальчишки и девчонки очень хорошо подружились с молодежью из отделения дневного пребывания для инвалидов. На День инвалидов собирались вместе за сладким столом. Есть у них и совместный проект «Горад сяброў», цель которого – научиться дружить, общаться со сверстниками, весело и интересно проводить время и показать, что жизнь ребенка с ограниченными возможностями может и должна быть интересной. Над «может» они стараются сами. А вот чтобы глагол «должна» привести в действие, уж тут надо постараться нам, людям, окружающим этих ребятишек… Пусть ребятня почувствует себя ещё счастливее от нашего к ним внимания и поверит в чудо, подаренное взрослыми. Не останемся же равнодушными.

Людмила ПОПКО

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.