Игра, которая объединяет

Интеграционный Форум детских инициатив "Мир открыт для всех", руководитель общественного объединения "Особый мир" Елена Серкульская, Елена Карпеко, интегрированное обучение, инклюзия, средняя школа № 25
С девизом «Всегда вместе, всегда рядом».

Благодаря настольным спортивным играм, особенности детей перестают быть их ограничениями. Это продемонстрировал ежегодный интеграционный Форум детских инициатив «Мир открыт для всех».

Яркая и творческая, как каждодневный праздник, интегрированная школа № 25. Шесть неугомонных команд из 25-й, 9-й, 83-й, 12-й, 30-й и 177-й школ Минска. Обязательное условие – в составе есть детки с ограничениями и без. Младшие школьники соревнуются, по очереди гоняя фишки настольных игр «Шафлборд», «Джакколо», «Кульбутто», «Боулинг» и «Эластичный стол». Каждая команда и болельщики, общие для всех, настолько плотно берут столы в кольцо, что даже подсмотреть сложно.

Все ради того, чтобы продемонстрировать методики, позволяющие объединить здоровых детей и детей с инвалидностью в одну команду. И показать, что вместе детям хорошо.

Интеграционный Форум детских инициатив "Мир открыт для всех", руководитель общественного объединения "Особый мир" Елена Серкульская, Елена Карпеко, интегрированное обучение, инклюзия, средняя школа № 25
Боулинг тоже бывает настольным.

– Здесь может равноправно участвовать любой ребенок с любым типом инвалидности. Хоть и движений, кажется, немного, но все равно нужно перемещаться, развивать мелкую моторику, координацию движений, глазомер, соизмерять силу, – Елена Серкульская, кстати, тоже с удовольствием опробовала столы до начала соревнований. Очень увлекает! – Латвийский гроссмейстер Гунтарс Бралитис собрал эти игры и адаптировал для людей с инвалидностью. Только в этом году общественному объединению «Особый мир» привезли их из Москвы от благотворительного фонда «Парилис». И мы дальше будем представлять их школам, чтобы там могли организовывать вот такие инклюзивные игровые площадки.

Интеграционный Форум детских инициатив "Мир открыт для всех", руководитель общественного объединения "Особый мир" Елена Серкульская, Елена Карпеко, интегрированное обучение, инклюзия, средняя школа № 25
Многие еще до начала соревнований попробовали, как лежат фишки в руках.

Наблюдаю за детской любознательностью, упорством, когда ребята осваивают новые правила. Какими сосредоточенными и наивными становятся их лица в момент, когда фишка, вылетев из рук, стремится к цели. Мне подсказывают, что у этого коммуникабельного мальчишки с азартным лицом, оказывается, аутизм. В творчестве, в спорте, в дружбе, в востребованности дети одинаково веселы и открыты, неимоверно похожи – и с особенностями, и без.

Есть и «станция» для родителей и преподавателей – знакомьтесь с методической литературой по интеграционному взаимодействию. Елена Серкульская готова рассказать про любимые инклюзивные методики:

– На первом месте игры – лучшее, что может быть. Особенно если включить соревновательный процесс. А когда дети подрастут – театр. Каждому ребенку можно найти свою роль. Меня очень удивила сценка, в которой глухонемой мальчик на коляске играл медведя. Он так здорово рычал: ну, медведь и все тут! Главное, чтобы специалист подметил, что ребенок может делать классно. Хороший способ достичь инклюзии – и наши танцы на колясках, – в первую очередь речь о танцевальной студии «Мандарин», где дети на инвалидных колясках танцуют со своими мамами.

Интеграционный Форум детских инициатив "Мир открыт для всех", руководитель общественного объединения "Особый мир" Елена Серкульская, Елена Карпеко, интегрированное обучение, инклюзия, средняя школа № 25
В кульбутто нужно посадить шарики в лунки, покачивая сам стол.

Кстати, именно благодаря «Мандарину» к «Особому миру» присоединилась и соорганизатор праздника Елена Карпеко. Будучи еще заведующей территориального центра, пригласила коллектив на свое мероприятие. И была вовлечена в деятельность общественной организации энергичностью и неутомимостью Елены Серкульской. Говорит, что за два года совместной работы многому научилась.

– Со мной произошли изменения. Если раньше я, как обычные люди, переживала за людей с инвалидностью, пыталась как-то опекать, чувствовала себя, скажем, не очень ловко с ними, когда мы с другими членами «Особого мира» стали общаться, ощущения изменились. Оказывается, я многого не могу, что могут эти люди!

Сейчас Елена Карпеко работает в детском саду в интегрированной группе. Она учитель-дефектолог. Надо сказать, детки у нее не легкие: с тяжелыми нарушениями, с задержкой в развитии, с аутизмом… Да еще и такие разные!

– Я перестала их рассматривать, как нас учили еще в институте, как объект педагогического воздействия. Это ребенок, это не объект! Даже стало легче работать. Общаясь со своими коллегами, прекрасными педагогами, но не ушедшими от нашей педагогической доктрины, понимаю, как им трудно, – ведь наиболее эффективно в такой ситуации подстраиваться под особенности детей, так как ребята этого сделать не могут. – Именно мы, взрослые, можем научить ребенка, как его индивидуальные особенности направить в нужном русле. Пока ты не изменишь свою позицию, инклюзии у нас в образовательном процессе не получится.

Интеграционный Форум детских инициатив "Мир открыт для всех", руководитель общественного объединения "Особый мир" Елена Серкульская, Елена Карпеко, интегрированное обучение, инклюзия, средняя школа № 25
Когда каждому хочется, чтобы у товарища получилось, точно будет в цель!

Слежу за игроками, пользуясь своим взрослым ростом, сверху. Детское волнение за каждого члена их команды передается. Вот у мальчика в инвалидной коляске долго не получается прижать фишку к резинке в «Эластичном столе», чтобы «выстрелить» – руки не слушаются. Но это не окончательная миссия: нужно попасть в центр, в «ворота», через которые фишка перелетит на вторую половину стола. Каюсь, но мой взрослый фатализм подсказывает: не справится. А товарищи верят и подбадривают, волонтеры дают советы. Кстати, волонтеры – студенты Белорусского государственного университета физкультуры, будущие методисты по реабилитации и адаптивной физкультуре. В учебе, признаются, им очень не хватает практики: приходить в школы, заниматься с детьми. Вот как сегодня.

А фишка сначала застывает в «воротах», а в следующий раз оказывается на стороне соперника, точно по правилам! Именно этого и хотели организаторы Форума – чтобы каждый почувствовал поддержку товарища.

Организаторы в лице «Особого мира» и школы № 25 каждый год стараются придумать для Форума что-нибудь новое. В прошлый раз играли в теннис, зумбу, был и творческий конкурс. Сегодня тоже без творческой составляющей не обошлось. Отметили самую яркую презентацию команды. Предложили ребятам украсить нарисованные елочки снежинками из картона и пластилина, которые те тут же сделали сами. Это новогодние коллективные письма друзьям с пожеланиями творчества и энергии.

Конечно, сложно представить эту, уже четвертую, встречу без поддержки администрации школы № 25 – она уже считает Форум своим. Всего в школе на 1470 учеников 20 ребят с ограничениями. Может, и не так много. Но ведь это не спецшкола, это модель нашего пестрого и разнообразного общества. Интегрированные классы есть с первого по пятый. Это значит, в классе учится один или несколько ребят по специально для них подобранной программе. Это необходимо, скажем, для детей с интеллектуальной недостаточностью или с аутизмом. А в средней школе учатся несколько ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как достигали взаимопонимания, рассказывает заместитель директора Татьяна Бондаренко:

Интеграционный Форум детских инициатив "Мир открыт для всех", руководитель общественного объединения "Особый мир" Елена Серкульская, Елена Карпеко, интегрированное обучение, инклюзия, средняя школа № 25
Джакколо требует силы и предельной точности

– В 2009 году, когда открывалась школа, и мы увидели, что создана безбарьерная среда, уже знали, что к нам придут дети с особенностями, – школа, кстати, расположилась в Брилевичах, где велика доля социального жилья. Именно сюда поселили много семей, воспитывающих детей с инвалидностью. – Как же мы организуем образовательный процесс так, чтобы всем детям было комфортно в нашей школе? И оказалось, что детям вместе на самом деле комфортно, главное – правильно построить работу с родителями, которых сразу очень пугают интегрированные классы. Им кажется, что их ребенок будет что-то недополучать.

Но в интегрированных классах дети учатся тому, что дети бывают разными.

– Мы в настоящее время реализуем образовательный проект по созданию положительного имиджа учреждения образования, где есть интеграция. Мы создаем не только специальные условия, которые необходимы для такой школы, но те особые, которые привлекательны  для всех, – продолжает Татьяна Бондаренко. – Например, если родитель хочет, чтобы на уроках математики или белорусского языка использовалось легоконструирование, ему необходимо попасть в интегрированный класс. И дети вместе такие гениальные проекты лего создают! У нас есть школьный театр – специальный коррекционный кабинет, который мы оборудовали так, что он интересен для всех ребят, и туда приходят не только на коррекционные занятия, но для постановок театра. Сама среда, визуальные объекты, которые помогают ориентироваться в школе – это тоже определенный комфорт.

Интеграционный Форум детских инициатив "Мир открыт для всех", руководитель общественного объединения "Особый мир" Елена Серкульская, Елена Карпеко, интегрированное обучение, инклюзия, средняя школа № 25
А теперь украшаем елку снежинками на любой вкус.

Мы с Татьяной Бондаренко сидим на скамеечке, украшенной цветами в технике декупаж. В школе ярко-солнечные двери, что удобно человеку с плохим зрением. Двадцать пятая выбрала для себя художественное направление. Поэтому работы ее учеников всюду, даже на окнах между этажами. Не коридоры, а тематические галереи. Вот вам еще одна инклюзивная методика. Лечебный эффект подтверждаю – повышение жизненной энергии гарантировано.

В школу № 25 привозят детей не только данного микрорайона. Это говорит об уровне учебного заведения. Но, к сожалению, и о том, что интегрированных школ, а в первую очередь соответствующих специалистов, катастрофически не хватает. А Форум вновь доказывает: интеграция способна сделать мир ярче! И нужна не только инвалиду.

Юлия ЛАВРЕНКОВА

Фото автора

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.