С уважением к тем, кто рядом

Рубрики: Новости.

Галина Георгиевна и Михаил Николаевич Шульга с дочерью Ольгой

Узнав, что супруги Шульга из деревни Ведрич отметили золотой юбилей со дня свадьбы, позвонила им. Трубку подняла хозяйка Галина Георгиевна:

– Михаила Николаевича нет дома, уехал по делам.

Интересуюсь, когда же он вернётся, чтобы побеседовать с обоими супругами: «А во сколько приходит автобус?»

– Да не автобусом… Он велосипедом поехал в Василевичи.

От Ведрича до Василевич не менее пяти-шести километров.  То есть, в обе стороны нашему герою необходимо проехать по меньшей мере десять-двенадцать километров. Вот это велотрек для немолодого человека!

В точности происходящего убедились сотрудники редакции, когда за Василевичами на полпути к деревне редакционная машина обогнала седовласого путника на велосипеде.

Найти дом, где живут Галина Георгиевна и Михаил Николаевич Шульга, не составило труда. Учительский дом все знают.

Двери открыла хозяйка и пригласила в уютную и чистую квартиру.

– Огромное спасибо нашему бывшему директору хозяйства Станиславу Тимофеевичу Пяточенко, – сказала благодарная хозяйка. – Это была его идея – построить новую школу и дом для учителей. Замечательный дом. Тогда, в те годы, в школе училось 460 детей. Школа работала в две смены. Учитывая это и то, что сельские учителя ещё вели домашнее хозяйство, директор построил для них дом с удобствами. Мол, учите детей – это ваша главная задача, говорил он.

И сразу у нас завязалась доверительная беседа.

Галина родом из деревни Товцвилы Пружанского района Брестской области. В то время после окончания средней школы выпускникам нужно было отработать два года в сельском хозяйстве. Девушка вместе со своими сверстниками трудилась в родной деревне. Хрупкая Галина была кладовщиком. Но за это время только укрепилась её мечта стать учителем. И она поступает в Оршанское индустриально-педагогическое училище на специальность учитель начальных классов.

Там же, в училище, она познакомилась с Михаилом, который также занимался в этом же учебном заведении на специальности «трудовое обучение». Михаил был постарше. У него за плечами уже была служба в Советской армии и работа электрокрановщиком на Речицком керамическом заводе.

Молодые люди понравились друг другу, и Михаил стал ухаживать за стройной и скромной девушкой. До распределения оставалось полгода, и Михаил, опасаясь, что его возлюбленную могут отправить в другой район, а то и область на работу, предложил девушке выйти за него замуж. 19 декабря 1963 года они расписались. На зимних каникулах приехали к маме Михаила в деревню Закрошинский Мох, а летом познакомились с родителями Галины.

Семья молодых педагогов получила направление на работу в Сенненский район, и новый учебный 1964-1965 год начали в д. Алексиничи: Галина Георгиевна вела начальные классы, а также преподавала белорусский язык и математику в 5 классе, Михаил Николаевич – производственное обучение и сам поступил в Могилёвский пединститут на факультет истории и обществоведения.

Два года пролетели быстро. Матери Михаила – вдове погибшего на фронте – тяжело было без мужских рук. И семья решила перебраться поближе к ней, чтобы помогать. Сам Михаил Шульга окончил Василевичскую СШ. Но вакансий там в тот год не имелось. А вот Ведричская восьмилетка стала в то время средней школой – появился шанс трудоустроиться обоим в одной школе. В 1966 году Галина Георгиевна стала учителем начальных классов (потом окончила Мозырский пединститут), Михаил Николаевич преподавал трудовое обучение, затем историю, обществоведение, был организатором внеклассной работы, завучем по учебной части.

Педсоветы, различные совещания, родительские собрания, как и подготовка к разным мероприятиям – всё во внеурочное время. А вечером – школьные тетрадки и подготовка к новому учебному дню. Бывало, собственных детей, сына Олега и дочь Ольгу, оставляли дома одних, а сами – в школе, вспоминают супруги. Всегда старались быть в курсе и политических, и других событий в стране: ведь учитель  должен знать ответы на самые различные вопросы; оба были в числе агитаторского актива.

– Есть семьи, где мама, отец, а теперь уже их дочери и сыновья учились у меня, – повествует Галина Георгиевна. – Хотя способности у школьников разные, всегда хотелось научить каждого. Случалось, что туго-туго давалась учёба, а потом раз – и пошло у ребёнка всё хорошо. Нужно найти подход, объяснить не раз и не два. А для этого ещё и необходимо учителю терпение. Всегда следила за тем, как мои начальные классы успевали в среднем звене и старших классах. Приятно, что до сих пор мои выпускники при встрече не только учтиво здороваются, но и интересуются самочувствием, делами.

Радовалась, когда ребята служили в армии, а находясь в отпуске, заходили ко мне в класс.

Помнится, мама одного из мальчишек, который уже ходил в 6 или 7 класс, не могла справиться с сыном, и однажды попросила: «Галина Георгиевна, совсем не слушается, поговорите с ним. Ваше слово для него – закон». И пришлось включиться в процесс: и говорила, и убеждала.

Приятных воспоминаний много. Например, когда в разное время года, выходя из дома, свою первую учительницу встречала ватага шумной ребятни. И она отдавалась работе, хотела, чтобы её ученики показывали хорошие результаты в учёбе и просто стали хорошими людьми. Трогательный был момент, когда один из прибывших из мест не столь отдалённых, пришёл к своей первой учительнице с благодарностью. Видно, многое переоценил, и в надежде, что Галина Георгиевна правильно поймёт и что-то подскажет на будущее.

Многие завидуют длительному летнему учительскому отпуску. Да, но тогда он был иным. Скажем, руководство хозяйства просило помочь обрабатывать кормовую свеклу. Выделят соток эдак тридцать: прополоть нужно несколько раз, а осенью убрать. А какая свёкла на полях росла! По несколько килограммов одна: в руке не удержишь. Не отказывали педагоги, помогали.

В августе на зернотоку трудились в две смены, понимали: уборка – горячая пора. А педагоги-мужчины работали на заготовке сена и др.

Учитель-педагог – это всегда фигура в школе, особенно в воспитательном процессе. Михаил Николаевич очень любил свой предмет – историю. И на уроках, и в быту всегда говорил ровным тоном, умеренным, если не сказать тихим голосом. И его слушали, потому что рассказывал интересно, доходчиво.

Вместе с учащимися создавали школьный музей боевой и трудовой славы, куда входили четыре зала: Ленинский, трудовой славы, военной славы и социальной культуры. Много было экспонатов, фотографий, документов. В том числе о войне. Эта тема особенно близка Михаилу Николаевичу. Он хорошо помнит, когда в самом начале войны в 1941 году они с мамой  провожали отца, как и многих других земляков, до поезда. Поезд дал два-три гудка и отправился к Гомелю. На фронт. Всю войну ждала мать Анна Ивановна с тремя детьми кормильца семьи, не умирала надежда. Возвратились сельчане с фронта. И вот однажды пришёл в дом к Шульга один ветеран и говорит:

– Не ждите, его нет в живых…

И рассказал о последнем бое Николая Шульги. Это было под Шатилками, где советские войска держали оборону. Очевидец поведал, что они находились  в одном окопе. Рядом разорвалась мина. Николаю Семёновичу Шульге осколком оторвало ногу. В разгар боя рану перевязали, но пока солдата доставляли в санбат, он потерял много крови. Глаза сослуживца заблестели от слёз, плакали и все члены семьи.

После этого откровенного разговора Михаил стал искать место захоронения отца. Писал в военкомат, архивы. Долго не мог ничего найти. И потом пришёл ответ, что Николай Семёнович Шульга погиб 10 января 1944 года у деревни Харковка Светлогорского района. Оказалось,  совсем недалеко от родного дома. Михаил поехал туда. Нашёл по описанию сослуживца примерное место, где шёл оборонительный рубеж. Но в этой деревушке захоронения отца не было. Воин, как и другие, стоявшие насмерть и сложившие головы за свою землю, был захоронен в братской могиле в деревне Осташковичи. Там высечено его имя.

Вместе с хозяевами смотрим семейный альбом, где на многих снимках наши герои со своими классами – начальными и выпускными.

– И в чём же секрет семейного долголетия и счастья? – спрашиваю.

– Счастье в том, что в таком возрасте мы вместе. Воспитали хороших детей. (они живут и работают в Витебске). И кажется, для этого многого не нужно. Лишь необходимо взаимное уважение, терпение и готовность помочь друг другу. Ведь жениться нас никто не обязывал, не заставлял. Это был обоюдный добровольный выбор. А как обидеть человека, которого любишь? Да и зачем? Для этого есть слова, чтобы выяснить отношения, и неприемлемых, неприличных ситуаций больше не повторять, если ты дорожишь этим человеком, – рассуждают оба супруга.

Елена Ускова

Фото из семейного альбома семьи Шульга

 

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.