Путешествие – движение – счастье

Рубрики: Культура, Новости.

Художница Анна Гадирова ассоциируется у нас с умиротворенной, спокойной природой. Больше с осенью, когда даль затуманится, и на этом фоне проявятся золотые пятнышки листьев и красные гроздья рябины. С ее именем в голове возникают эпитеты «просветленный», «гармоничный», «доброжелательный»… А теперь еще ассоциация с густым, сладковатым и терпким запахом масла, после того как мы оказались в мастерской Анны Анфимовны. В мастерской, обычной хрущевке, где на стенах висят восхищающие чужие картины, а свои хранятся на шкафу.

Это интервью будет не совсем привычным для нашей газеты. Мы постарались составить «Толковый словарь» – ассоциации, истории жизни, воззрения. Анна Анфимовна – очень приятный собеседник: легкий, интеллектуальный и интеллигентный. И прерывать ее не будем. Представляем «Толковый словарь» живописца, руководителя клуба «Палитра радости» Анны Гадировой.

Радости каждого дня

…у меня начинаются утром. Я очень люблю утро: дождливое, морозное, солнечное… Как бы я к вечеру не устала, утром я всегда просыпаюсь счастливая. А если еще не болит ничего, то это вообще класс. Утро, во всяком случае, до 10 часов, принадлежит только мне. Я сажусь и пишу: или картины, или стихи, или что-то думаю. Лучше утра ничего нет: вот ты проснулся – у тебя еще целый день впереди. Такая свобода наступает после определенного возраста. После того как ты уже сделал все свои земные дела: родил ребенка, посадил дерево, закончил работу…

Судьба – не судьба

Судьба много предопределяет. Я считаю, что у меня был хороший поворот судьбы, когда в нашу деревню прислали молодого учителя рисования. Это именно он рассмотрел, что я неплохо рисую. И он вечером приходил к нам на посиделки, ну как в деревне люди по вечерам собираются. Он за год меня подготовил к поступлению в Минское художественное училище. А конкурс, не знаю, как теперь, но тогда был довольно серьезный, восемь человек на место.

Конечно, в сентябре я столкнулась с тем, что у ребят был вот такой уровень подготовки, а у меня вот такусенький. И тут даже от тебя не зависит: это надо наработать. Чтобы поступить, хватило, а чтобы учиться – была в хвосте весь первый год. Это тоже был, поверьте, такой удар по самолюбию: в школе отличница, а тут три и два. В искусстве люди любят называть вещи своими именами.

Судьба может приблизить-отдалить цель. Но, если в тебе что-то есть подспудное, то, чего хочешь, судьба тебе это и даст, я очень в это верю. Например, я всегда мечтала путешествовать. А когда уже окончательно стала с палочкой ходить, когда вроде не до того, как раз в это время меня стали приглашать на международные пленэры. Я это хотела в душе очень, и вот оно ко мне пришло.

Путь художника

Здесь бесконечное поле совершенствования. Путь художника – это постоянная учеба. Ты всегда встречаешь людей, которые могут тебя чему-то научить. Но вообще, как сказал Ольгерд Малишевский, мой учитель, очень хороший живописец белорусский был: надо любить свою профессию, любить людей, и все получится.

Художник должен видеть мир как художник. Художник – это восприятие: мир как сочетание красок, форм. Например, вот я пишу городской пруд. Обычный человек видит улицу, дом, деревья… А я должна видеть, как сочетаются между собой цвета, какие оттенки зеленого цвета здесь преобладают, я должна видеть свет и тень. Ну, и пейзаж задумывается для чего-то. Чтобы люди увидели романтику этого пруда, я должна прочитать вот этот код световых пятен.

Я получила классическое реалистическое образование. Потом уже каждый свою манеру ищет. И я пробовала разное. Я рисовала акварелью с добавлением ручки. Когда мой сын был маленький, я ездила с ним в Крым часто. И там на набережной делала акварелью зарисовки на продажу. И потом эта краска проникла и в мою живопись маслом. Вначале пишу акварелью, так легко-легко, размашисто, а потом уже маслом делаю нужные участки более яркими, красочными.

Штампы

Сделал какой-то удачный пейзаж – и от тебя ждут в таком же ключе. Этюд написала хороший: золотые березки на сером фоне. Все, галереям это понравилось, неси березки на сером фоне. Я другое могу, я разноплановый человек, это было тогда, я уже другая! Хорошо, я сделаю эти березки, но они уже не должны быть штампом, я их должна сделать на другом уровне. Пленэры – лучшее лекарство. Пос-ле того как ты попишешь с натуры, все эти штампы от тебя отпадают, как чешуя. А целую зиму если посидеть в мастерской, то начинает рука сама повторяться.

Осень

Мое любимое время года. Осенью наступает такая чистота, прохлада, воздух осенний очень красивый. Я сентябрь с роскошной листвой много писала. Октябрь тоже, октябрьские хризантемы. Из осени у меня остался недописанный ноябрь. Самый красивый месяц. Но это красота неброская, нужно иметь большой уровень мастерства. Весь этот декор смывается, и остается только сама земля, небо, вода. Вот уже слетели все листья с деревьев, небо дымчато-серое, земля – сероватая охра, и лес в осеннем дыму. И вдруг где-то маленький мазочек желтенького, или красненькая кисть рябины – и это сразу точка живая в картине. Я в ноябре буду свободна, буду писать этюды.

Аккомпанемент

Понимание пейзажа в других видах искусства мне больше всего нравится у Ивана Бунина. Настолько совпадает. Ну, Сергей Есенин, конечно. И я когда пишу осень, я всегда читаю про себя: «В саду горит костер рябины красной…». Вообще, люблю писать под Бориса Гребенщикова – настраивает. И Чайковского слушаю, тоже навевает образы.

А стихи, которые я пишу? Ну, это какие-то четверостишия, так, для себя, для отдыха. Как ни странно, они мне иногда этюдом служат. Или прозы кусочек. Например, волну когда пишешь, ее же невозможно зафиксировать, она же всегда в полете. «Бліснуўшы пругкай спінай, хваля з разгону налятае на бераг. Шырока раззяўляецца бледна-зялёная вільготная пашча. Ярасна хапіўшы белапеннымі ікламі бераг, яна цягне ў чорныя глыбіні гальку, задаволена буркоча». Потом писала и сверяла впечатления.

Неуверенность

Я вообще весы, и я ни в чем никогда не уверена. И пока будешь долго думать… С неуверенностью стараюсь бороться с переменным успехом. Но художник и не должен быть самоуверенным, он должен прислушиваться, смотреть, размышлять, рассуждать и уже тогда находить правильные решения. Есть вещи, в которых я всегда уверена, основополагающие. Во всем остальном я всю жизнь сомневаюсь. С возрастом понимаешь, что ни на что нет однозначного решения.

В чем не сомневаюсь, так это в том, что писать надо с утра. Кстати, я свои работы на стенах не могу держать, потому что я над ними тогда работаю, я тогда не отдыхаю. Я мысленно их все время пишу.

Раньше я считала, что надо всех людей прощать. Есть люди, которые твое прощение воспримут как вседозволенность. Доброта не должна быть мягкотелой. Свои интересы, свою справедливость, свои слова надо уметь отстаивать обязательно. Нужно тактичным быть человеком. Боюсь навязывать кому-нибудь свое общество. Думаю: все люди заняты работой. Может, человек о чем-нибудь думает, а тут я буду звонить. Поэтому никогда и не позвоню первой.

Краски

Краски моего мироощущения бывают разными. Но всегда преобладает теплая палитра. Я люблю охру, коричневый, красный, золотой, желтый, бирюзовый, изумрудный. Иногда люблю нежные оттенки серо-сиреневого, малахита. Или пастельная гамма, или яркая, контрастная. Ни от каких цветов нельзя отказываться.

Любовь

Это самое важное, что может быть на земле. В детстве я была очень влюбчивая. В юности встречалась мне и неразделенная любовь, долгая очень. А мне все равно ее приятно вспоминать, потому что, к сожалению, с возрастом человек утрачивает способность к таким чувствам как любовь, восхищение. В юности можно влюбиться, и надо влюбляться как можно чаще, потому что это очень полезное чувство. Оно делает человека одухотворенным, у него силы удесятеряются, он более тонко мыслит, чувствует. Любовь дает силу и окраску. Как-то Ремарк сказал: «Без любви человек – не более чем покойник в отпуске». Если посмотреть, все живет ради любви. Когда с возрастом чувства угасают, все равно отсвет той юношеской любви согревает тебя всю оставшуюся жизнь.

Время

«Czas ucieka, wiecznoŚć czeka» («время убегает, вечность ожидает») – это было написано в одном из польских монастырей. Но этот бег времени помогает ощущать, что нужно ценить жизнь и каждое ее мгновение, не сосредотачиваться на неприятностях – и они уходят. Время, как волна, все смывает за собой. Надо, чтобы оставались потом только крупинки янтаря, только золото на песке, хорошие воспоминания.

Эмоция

К творчеству надо относиться эмоционально, неравнодушно. Чтобы зажечь в человеке жаж-ду к творчеству, надо понять, кто он, на что способен, и даже где-то задеть его самолюбие: ты можешь лучше. Или наоборот: какую красоту ты принес, а если бы ты еще вот это сделал… Одного человека надо покритиковать, а другого поощрить. Но главное – не быть равнодушным.

Меня надо разозлить. Если поругаюсь сильно, могу 40х50 картину за час написать, да так хорошо, что надо будет только скорректировать. Но это сильные эмоции, часто ругаться нельзя. Я же сейчас приехала из Польши, набрала столько впечатлений этюдных. Поэтому стимулов для творчества полно. Мне иногда во сне видятся картины.

Детали

Деталь делает работу узнаваемой, она помогает раскрыть замысел, да и деталь может быть интересна с живописной точки зрения. У каждого художника есть любимые детали. Мои излюбленные? В натюрмортах люблю писать сверкающее стекло и веточки, которые просвечиваются через вазу. Долго не могла научиться писать тень от упавшего лепестка, а теперь научилась, и тоже любимая деталь – мои букеты можно узнать по упавшим лепесткам. В пейзажах люблю птиц, в морских – чтобы чайка сидела на переднем плане и чтобы мокрые камешки блестели. Какой бы пейзаж ни был, лирический или буря, я всегда за эту деталь цепляюсь.

Выставка

Хочу повторить дорогу в монастырском лесу – картина осталась в Польше на выставке. Поворот дороги, монастырская стена, башня вдали, и так много полевых цветов, и солнечные пятна на дороге. А на этой работе на переднем плане осталось еще яблоки разбросать.

У меня будет персональная выставка с 15 октября по 24 ноября в Минской городской галерее им. Щемелева. Там адаптирован для инвалидов зал. Мы с Кристиной Лядской, директором галереи, назвали выставку «Палитра странствий». И, надо сказать, очень помог Борис Щербинин, и всегда помогает. Будут картины по циклам: Черногория, Украина, Россия, Беларусь. И будет осень, в том числе и «Ноябрьские туманы». Приходите!

Путешествие

Да, вот это слово я хотела бы включить в свой словарь. Только в силу болезни я почти все время в четырех стенах. Не могу ходить столько, сколько хочу. А путешествие – это синоним счастья для меня. Еду в маршрутке по Польше и думаю: какое счастье, что я вижу этот костел, который выглядывает из-за деревьев, этот холмик, эти маки цветущие. Путешествие – движение – счастье.

P.S. В это воскресенье у Анны Анфимовны юбилей. Принимайте поздравления от газеты «Вместе!», искренние восхищения пейзажами. Желаем оказаться среди первозданной природы, неожиданного сочетания красок и отразить ощущение чуда от увиденного в картине!

Юлия ЛАВРЕНКОВА и

Анна ЯКИМОВИЧ

Фото из архива героя

Комментарии

J-anna

2014-09-27 18:35:50

Даже в этих картинах (в статье) светится радость жизни, насколько же интересна будет выставка! Желаю Вам, Анна Анфимовна, творческого вдохновения и не утратить эту радость в своей жизни!!! Авторам статьи спасибо за то, что рассказали об интересном человеке :)

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.