«Витебск» просит энтузиастов

Рубрики: Новости.

Международный фестиваль творчества инвалидов «Витебск-2014» отпел, оттанцевал, отшумел полтора месяца назад. Но эмоции еще Международный фестиваль творчества инвалидов "Витебск-2014"не улеглись, зрители вспоминают покоривших их участников и сравнивают со своими талантами, организаторы анализируют ошибки. Оценивает прошедший конкурс один из самых занятых и неуловимых членов жюри «Витебска-2014» Тарас КЕЦМУР.

Почему стоит к его словам прислушаться? Потому что Тарас Михайлович сам пишет песни, поет. Играет на баяне, на гитаре, немножко на фортепиано. И, кстати, собирается к Новому году выпустить авторский диск. И понимает жизнь человека с инвалидностью, сам пройдя через Афганистан, через Чернобыль… И песни на диске будут связаны с той военной жизнью. Чтобы у слушателей разрушить иллюзии о войне.

Уже несколько лет как Тарас Кецмур перебрался в Чили. Но живет он по всему миру. Прилетает в Беларусь: дети, сослуживцы, друзья, память об Афганистане, которую он старается сохранить… Но со всеми звонками, приглашениями, встречами этот человек отдал свое время и Витебску. И, конечно, не пожалел. Впрочем, наш собеседник не впервые в жюри фестиваля. И с обществом инвалидов знаком давно – еще с одним из основателей БелОИ Николаем Колбаско дружили.

Сам себе пой

Если ты собираешься участвовать в фестивале в Витебске, твоя голова будет болеть за сценический костюм, инструменты, грим, аранжировку… И только твоя. Все у нас немного «недо…». Не хватает единства в плане, профессионального взгляда на конкурсантов, четкости в организации быта, не хватает понимания своего места в рамках Славянского базара в Витебске. И поэтому нас недооценивают.

– Все, кто видел близко творчество инвалидов, говорят: инвалиды, оказывается, такие талантливые люди! То есть даже не подозревали! – Тарас Михайлович – человек крайне эмоциональный и впечатлительный. Но об этом позже. Сначала просим «покритиковать», хотя из-за доброжелательности у него это плохо получается, подсказать решение. – Нужно раскрыть этот талант, правильно донести, чтобы люди заразились этой идеей. Значит, нужно объединить усилия, – озвучивает свой ключ к успеху фестиваля «Витебск-2014» Тарас Кецмур. – Мы все понимаем, что если бы были большие средства, можно подобрать соответствующие инструменты, одежду, сделать предварительное обязательное прослушивание. Чтобы каждый конкурсант понял свою степень ответственности, чтобы он очень серьезно подготовился. А такие вещи надо делать со специалистами.

А имеем две замкнутые системы: инвалиды и остальной мир. Поэтому и выступаем сами для себя. Поэтому и поблажки себе можем позволить. Не у каждого есть художественное мышление. Но и организаторы большего не требуют – не вдохновляют на развитие.

– Надо, чтобы звукорежиссер за три-четыре месяца прослушал и сказал: вот здесь и вот здесь надо исправлять, давайте вместе это поправим. Ответственный за костюмы интересуется: вы в чем будете выступать? У вас есть обувь соответствующая? Инструменты, уровень подготовки, транспорт – это даже не обговаривается. Мы не можем поселить людей на каких-то окраинах Витебска в общежитиях, они должны жить в хороших номерах. И сопровождающие – может, кому-то помочь надо. И это должно быть все подготовлено заранее. Я знаю, насколько тяжело, но это не утопия. Это то, к чему надо стремиться, – и Тарас Михайлович говорит это не из-за максимализма, а потому что искренне проникается всем, в чем задействован. – Нужно побеспокоиться о том, чтобы человек вышел на сцену достойно. Мне неприятно, когда на сцену выходит артист и говорит: «Отчего вы на меня так смотрите, ну и что, что я эти джинсы грязноватые надел. Я же пою, я все равно артист. Вы на лицо мое смотрите». Но исполнение тут же теряется. Выступление – это как «сошел с образа». Человек выходит перед многотысячной аудиторией. Вот так нужно для амфитеатра.

В витебском амфитеатре выступают…

Вот к чему пожелания и нелегкие советы. Самые-самые имеют право выступить наравне с общепризнанными артистами. На той же сцене, с тем же качеством звука, с теми же аплодисментами.

– Алеся Алехнович вышла на сцену – и стала для меня дорогим человеком. Чем она хуже «больших» артистов? Я не хочу, чтобы случайный зритель говорил: слушайте, а там, оказывается, есть неплохая площадка! Если проводится такого международного масштаба форум, то и площадка должна быть масштабная. Какие-то творческие вечера на Славянском базаре я бы организовал после закрытия. На Стаса Михайлова разве не пойдут? Можно после закрытия не погасить все эмоции, которые люди уже почерпнули.

Столько говорится о выступлении инвалидов в амфитеатре. Есть ли шансы? Если нас не замечают даже на нашей камерной сцене. И мы о себе не заявляем: не зовем местные средства массовой информации, не зазываем горожан на наш гала-концерт.

Международный фестиваль творчества инвалидов "Витебск-2014", Славянский базар в Витебске– Шансы попасть на большую сцену есть, безусловно. Здесь нужно официальное обращение к министру культуры и в Администрацию Президента, – и возвращаемся к тому, что Белорусское общество инвалидов должно загореться, добиваться, а не ждать приглашения. – Но Славянский базар пошел на стезю коммерциализации. Приезжают удивлять своими бриллиантами, вычурными костюмами, гостиничными райдерами. А меня удивить этим невозможно. Если кто-то послушает Дмитрия Грудовенко, слепого баяниста из Добруша, исполнение Александра Комара, посмотрит на танец Полины Кацубо… Я не хотел бы, чтобы это было бизнесом, ведь люди наши на любом сердце растопят самый твердый лед. Пусть бы не все инвалиды выступили в амфитеатре, но избранные, пусть это были бы два часа в рамках хорошо спланированного гала-концерта. Но чтобы люди увидели, чтобы это показало телевидение.

А будь у Тараса Кецмура достаточно средств, сделал бы свой интернациональный праздник и пригласил бы всех инвалидов мира. Скажем так: будь у Тараса Михайловича такие возможности, и не так бы «разгулялся». Может, поэтому ему и мало одной страны, двух встреч в день, взятых на себя задач… На «Витебске-2014», конечно, не ограничился одними «оценками-суждениями». Взял на себя транспорт и призы для победителей.

– А люди подходили и спрашивали: зачем вы это делаете? А мне очень тяжело объяснить, зачем? Есть вещи, которые не передаются словами. Они трансформируются какой-то энергией, эмоциями, чувствами, многим хорошим. В этом случае нужна просто порядочность, какой-то потаенный, интимный смысл, когда от души, от всего сердца.

Спасибо за веру в себя!

И поэтому для Тараса Кецмура болеть за кого-то, восхищаться, поделиться своей энергией и добрым словом – это тоже поддержка. Тарас Михайлович воспринимает жизнь проникновенно. Может, его испытания «поменяли оптику»: присматривается, словно через увеличительное стекло, и видит все глубже, детальнее, ярче, и наслаждается этим.

– Я такой эмоциональный человек, я все время плачу, искренне и по-доброму, когда слышу хорошие стихи со сцены, душевную песню. Я не могу сдержать своих слез. И когда смотришь на все это, ты представляешь сразу, кто ты. И тут же начинаешь понимать, что если у тебя две руки и две ноги, так ты вообще половинку этого мира просто можешь поднять на руки и перевернуть. А эти талантливые люди, в таких ситуациях, своеобразно переворачивают этот мир. Глядя на них, на сколько голов после такого форума мы должны вырасти! И стать сплоченными. Потому что если единства не наблюдается, этот энтузиазм, энергия гаснет.

И здесь Тарас Михайлович предлагает Белорусскому обществу инвалидов проводить мастер-классы – выделить комнату, пригласить преподавателей. Хотя бы раз в месяц на несколько часов. Думаем, учеников собралось бы на целое музыкальное училище. Сделать это хотя бы для тех людей, о которых мы говорим: ну, это особенно талантливый человек. Каждого, даже самого одаренного и органичного на витебской сцене, надо немного раскрыть, поднять до уровня большой сцены.

– У меня осталось много контактов пос-ле этой встречи. Даже уеду из Беларуси – буду время от времени позванивать: а как у вас там, что делается, может, обращение куда-то написали? – пожалуйста, не откладывайте эту идею на завтра: пока запал, уверенность в себе вами движут, пока есть те, ради кого стоит сделать.

Юлия ЛАВРЕНКОВА и

Анна ЯКИМОВИЧ

Фото Валерия ОРЛОВИЧА

Комментарии

J-anna

2014-08-24 13:34:21

Тарас Михайлович реально смотрит на Фестиваль творчества инвалидов и предлагает реальные пути решения. Но надо ли это кому? В Минске и должности соответствующие для решения этих задач наверняка имеются (поправьте, если не так), но нет одного - то ли профессионализма (непригодны для такой работы), то ли энтузиазма (скорее второе, хотят хорошо оплачиваемые работы при минимальном вложении своего рабочего времени). А ваше мнение?

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.