Доброй ночи, музеи!

Рубрики: Новости.

В прошлые выходные все музеи отмечали именины – Международный день музеев. Гостей принимали на костюмированных балах, с музыкантами, угощали изысканными экспонатами. Такое искреннее приглашение отклонить сложно. Корреспонденты нашей газеты запечатлели для вас, как этот день провели некоторые минские музеи. А также ответили на вопрос, чем поход в эти музеи может быть приятен для людей с инвалидностью.

Я нарисую для тебя…

Взрослые много теряют, отдавая рисунок на откуп детям. Поэтому художественная галерея произведений Леонида Щемелева пригласила своих гостей на арт-терапию. Мастер-класс «Майские краски» проводили профессиональные художники, такие как Алла Шкороденок и Наталья Жигамонт. Наши художники-педагоги ориентировались как раз на тех, кто, как и я, забыл, как кисточку держать в руках. Поэтому все советы были непосредственно прикладные, неудачи были почти исключены, и неловко не чувствовал себя никто.

Но главными были не профессиональные правила, а яркие краски и творческий эксперимент. А вдохновить на творчество должна была жизнелюбивая, светлая живопись Леонида Щемелева и графика, живопись, фотографии, декоративно-прикладное искусство текущей выставки «Вандроўка».

Оказалось, галерея Щемелева при самом активном участии объединения «Откровение» целый год проводила мастер-классы для детей с ДЦП.

– Программа называлась «Исцеление искусством». По сути, это была идея Татьяны Бембель, тогда заведующей нашей галереи, – рассказывает арт-куратор «Майских красок» Кристина Лядская. – Раз в месяц мы встречались с детьми с ДЦП. И за два-три часа успевали многое.

Думаю, может, и чаще встречались бы, да путешествовать по городу инвалиду непросто. Кстати, колясочнику без посторонней помощи попасть в галерею будет сложно – дом на небольшом возвышении, нужно преодолеть несколько «погрызенных» ступенек.

– И их желание рисовать – это потрясающее что-то, и вообще что-то узнавать новое, впитывать эмоции. Они намного живее и даже более открытые, чем люди, признаваемые полноценными, – продолжает свой рассказ Кристина Лядская, пока я старательно раскрашиваю на листе небо, которое получается почему-то почти грозовым. – В качестве педагога, например, мы приглашали Анну Балаш, известную художницу, кукольницу, – дети мастерили куколок. Пытались и навыки какие-то профессиональные дать. Но здесь важны совсем не профессиональные навыки, а то, что ребенок имеет такой выход эмоций.

В данный момент у проекта «передышка». Но, думаю, ненадолго. И, думаю, других ребят с инвалидностью тоже с радостью примут.

В галерее Щемелева и специальные гости – трое ребят из дома-интерната для детей-инвалидов в Новинках. В какую же еще галерею, как не в художественную, могли они прийти в сопровождении матушки Марфы, которая занимается с ребятами из интерната рисунком, и за руку с любимым всеми детьми Маляванычем, а для взрослых еще и артистом Национального академического театра имени Горького Александром Ждановичем. Для творчества они устраивают привал на полу. Кто-то рисует маленьким строительным валиком, кто-то наносит мазки целлофановым пакетом – получается рельефно. Место выбрано очень соблазнительное, и вскоре к обособленной компании подсаживаются еще мальчик с мамой.

Рисуйте на здоровье! Кстати, все душевные «отражения» живописной субботы еще целый месяц можно будет увидеть в галерее произведений Леонида Щемелева.

Поговорим на кухне,
на советской

Чаепитие в восточной традиции и диссидентский для советского времени джаз в Музее истории города Минска, к сожалению, быстро закончились и всех желающих не дождались. Осталась только обширная коллекция чайников и чайничков. От советских металлических, сердитых от кипятка, и тихих заварников в цветочек. До авторских чайников от преподавателей и студентов Минского государственного колледжа искусств, фантазийных и самодостаточных, иногда вовсе не похожих на чайники. Рассматривайте чайник как символ бодрого городского утра и гостеприимного вечера.

Советский дух 1940-1980-х победил, как и было в свое время. А на открывшуюся еще в начале мая выставку «Зноў у БССР» поностальгировать собралось немало желающих. К слову, и очередь как во времена дефицита. Слышится по залам-комнатам советской квартиры: «А я бы Беломорчика сейчас понюхал!», «Смотри, у бабушки точно такой Дед Мороз!». Посетители улыбаются незабытой авоське и веревке с прищепками через кухню, фотографируются с плакатным Лениным.

Такая недавняя вчерашняя атмосфера советской кухни, чайники на любой вкус отсылают к кухонным разговорам обо всем. Уж что от Союза осталось, так, пожалуй, кухонные исповеди.

Организаторы выставки предлагают рассматривать недавний наш быт, а сегодня уже экспонаты исторически: «Посмотрите на эти вещи как на произведения советской конструкторской мысли. Советский дизайн был простым, как граненый стакан, надежным, как авоська, а иногда странным, как несравненная «неваляшка». Многие предметы того времени стали культовыми и даже легендарными».
И посетители, сначала непривычно под взглядом музейных работников, касаются клавиатуры пишущей машинки. А потом смело позируют за кабинетным столом партийного работника и сидя на мотороллере «Турист». Только вот разобраться без опытного сопровождающего родившимся в последние годы Союза будет нелегко: пояснительных надписей маловато.

Для колясочников музей недоступен: многочисленные лестницы этого старого здания колясок не знают. Но для инвалидов по зрению, думаю, это будет приятная возможность в прямом смысле прикоснуться к экспонатам.

Музыка! Рэж!

Для тех, кто склонен… Нет, лучше так: для тых, хто схільны ўспамінаць учарашні дзень з жаданнем яго паўтарыць, Музей гісторыі беларускага кіно мудра адсвяткаваў Дзень музеяў у мінулую нядзелю. Адсвяткаваў «Танцавальным майстар-класам ад пана Быкоўскага» ў выкананні фальклорнага гурта «GUDA» ў дворыку перад музеем і класічнай музычнай кінакамедыяй «Паўлінка», знятай шесцьдзесят два гады таму Аляксандрам Зархi.

Спачатку, як водзіцца, пан Быкоўскі, па-шляхецку апрануты, вучыў танчыць «гэрц-польку, падзі-спаць, манчыз, па-
дзі-кварту» і бліскучым вокам выглядаў найпрыгажэйшых дзяўчат. Але сялян было больш, таму і пану Адольфу прыйшлося пагадзіцца на лявоніху, яблычка, лысы, гапак, васадуль, польку… Назвы якія беларускія ласкавыя, добрыя – грачанікі ці ігра «Юрачка». А наш пан Адольф быў дужа ладны і да танца здатны, нават і мужыцкага!

Народныя строі разбавіліся сучаснымі майкамі, джынсамі і кароткімі спадніцамі. Бо музыка прынцыповы – грае, пакуль апошняя пара танчыць не выйдзе. Праз шолах спадніц, праз дотык рук прачыналася наша беларуская культура, і ногі паўтаралі за гудаўцамі. Танцавалі з прыпеўкамі, а нехта з «залі» падпяваў, відаць, наш, вясковы, раз словы ведае. Танцавалі, як казала Паўлінка, «каб аж свет ходыром пайшоў»! Танцы тыя працяглыя, рытмічныя, бо селяніну трэба было так наскакацца, каб і праца доўгая пасля лягчэй пайшла. Дарэчы, шляхта беларуская хай танцы мужыцкія і не танчыла, але ў большасці ведала, дзякуючы дзядзькаванню – традыцыя аддаваць на выхаванне дзіця на некалькі гадоў у сялянскую сям’ю была моцная.

Паскакалі з дзве гадзіны – запрасілі ўсіх на «Паўлінку»! Калясачнікаў сярод гасцёў не было, а каб быў хто, то самастойна ўсё ж не ўз’ехаў бы – перашкаджае хай невялічкі, але прыступачак. Затое ў кіназалі аніякіх няўтульнасцяў – стульчыкі лёгка прыбіраюцца. Але ж асноўную музейную экспазіцыю на другім паверсе паглядзець такому інваліду будзе цяжка. Праўда, у музеі расказвалі, прыязджала група да іх на экскурсію – падымалі наверх, што ж паробіш, калі будынак стары, гістарычны. Між іншым, завітаць у мызей мог бы і інвалід па слыху, бо многія фільмы глядзяцца з субтытрамі. А у Музеі гісторыі кіно кінатэка багатая, ды яшчэ і зала для прыватнага прагляду маецца.

Трохі тэатральна знятая, дужа эмацыянальная камедыя Аляксандра Зархі «Паўлінка» скончылася, а гурт «GUDA» зноў гатовы танчыць. Такога ж імпэту вам, дарагія чытачы. Няхай з такім жа густам і моцаю вам і адпачываецца, і працуецца.

Юлия ЛАВРЕНКОВА

Ночь танцев и огня!

Кто из нас не слышал о Ночи музеев, проводимой ежегодно в нашей стране? Если такие люди и есть, то мы надеемся, что после прочтения материала вы посетите подобное мероприятие в мае следующего года.

Улицы в центре столицы около полуночи были забиты народом. Причем, если в районе Дворца спорта, Немиги, Троицкого предместья народ перемещался в основном по хоккейным делам, то в районе проспекта Независимости, Карла Маркса, и Комсомольской улиц люди двигались от музея к музею. А там выстраивались в длиннющие очереди за билетами. К примеру, очередь в Национальный художественный музей, расположенный на ул. Ленина, начиналась на ул. Карла Маркса.

Здесь предлагались путешествия по «Лабиринтам времени». Художественный музей предлагал нелинейное восприятие времени и пространства, когда живопись можно послушать. Также перед музеем звучала живая музыка и гости могли послушать джаз-бэнд Петра Клюева, блюз от группы Big Daddy Blues и кабарэ-бэнд «Серебряная Свадьба».

В другие музеи очереди были поменьше, но там и «ночь» закончилась пораньше. Если, к примеру, в Национальном историческом музее программа «Музей сознания» стартовала в 19.00, то к полуночи там предлагался лишь просмотр экспозиций и танцы под музыку диджея во внутреннем дворике. Впрочем, и эти предложения находили массу желающих.

Вместе с тем, многих смущало, что большинство музеев в ночь продавало билеты по ценам от 20 до 200 тысяч белорусских рублей, хотя во многих европейских странах этой ночью посещение экспозиций происходит бесплатно.

В Литературном музее Максима Богдановича в Минске Ночь музеев началась в четыре часа дня. Акция проводилась под названием «Весенний хоровод: шотландские ритмы, белорусские рифмы».

На первом этаже музея можно было приобрести бисерные украшения, поделки из шерсти и многое другое. Этажом выше проходили мастер-классы: каждый ремесленник делился своими навыками.

Нельзя забыть и о весёлых девушках, или так называемых «бумажных принцессах», которые ходили в платьях, сделанных из страниц книг и газет. «Принцессы» фотографировались со всеми желающими и поднимали настроение присутствующим.

Но, как мне кажется, основное действие проводилось на пяточке перед музеем. Организаторами его стала группа людей, которые называют себя «Клан Макленан». Ребята играли шотландскую, ирландскую музыку, а промоутеры в традиционных кельтских костюмах зазывали гостей на свой праздник. Также можно было научиться танцевать кельтские танцы. Стоит отметить, что данное развлечение получило заслуженный успех среди гостей.

Ещё одним чудесным моментом стало выступление рыцарей. Десятки мальчишек пытались повторить их движения и, несомненно, приобрели для себя новых героев.

Ярким, в прямом смысле этого слова, стал финал праздника: темноту осветили огни файер-шоу.

Однако, хочу отметить, что попасть на мероприятие человеку с ограниченными возможностями было бы проблематично. Во-первых, место, где выступали рыцари, играла музыка, было со всех сторон обнесено лестницами. Во-вторых, на второй этаж, инвалиду-колясочнику, к примеру, без посторонней помощи не подняться. Поэтому, можно сделать вывод: мероприятие удалось и впечатления после него остались незабываемыми, но организаторам на будущий год стоит подумать над тем, как сделать Ночь музеев доступной для каждого человека.

Виктория АПАНАСЁНОК

Фото Юлии ЛАВРЕНКОВОЙ и Виктории АПАНАСЁНОК

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.