Помощь с горчинкой

Рубрики: Новости.

Стоит ли говорить о том, что сравнительно новая услуга «социальное такси» достаточно быстро стала очень востребованной, необходимой и своевременной для инвалидов. Такой она явилась и для минчанки Оксаны Володиной (имя и фамилия изменены), воспитывающей ребенка-инвалида по неврологическому профилю.

Оксана одна воспитывает двоих сыновей, один из которых, младший – инвалид с детства. Отец, узнав о диагнозе сына, оставил свою бывшую возлюбленную. К сожалению, редко кто из представителей мужественного пола справляется с навалившимися трудностями в виде воспитания ребенка-инвалида. Поэтому, оставшись один на один с ребенком, родившимся слепым и парализованным (диагноз – врожденная катаракта обоих глаз, ДЦП, врожденная патология головного мозга, порок сердца), она мужественно переносила с ним операции по восстановлению зрения, возила на консультацию и лечение к отечественным и российским профессорам.  С огромным трудом к 14 годам Оксане удалось наконец адаптировать мальчика к бытовым реалиям.

Учитывая крайнюю тяжесть перенесенных заболеваний, государство предоставило право пользоваться бесплатным транспортом в виде социального такси. Надо сказать, что Оксана с несовершеннолетним сыном вынуждена пользоваться микроавтобусом соцслужбы с надписью «Мир открыт для всех!» почти ежедневно. Это поездки в детскую поликлинику, и в детский психоневрологический диспансер, что в микрорайоне Лошица, где состоит на учете мальчик, и в специализированное детское учебное учреждение, что на проспекте Победителей, 70. Проживает семья в микрорайоне Зеленый Луг. А добраться на общественном транспорте до вышеперечисленных объектов не то что проблематично, а просто невозможно. Потому что сын Елены относится к той особой категории детей, для которых общественный транспорт для поездок не подходит.

Но с некоторых пор Оксана с несовершеннолетним сыном испытывают ежедневный стресс. По ее словам, недовольство вызывает поведение водителя социального такси. «Категорически требую из-за грубости и наплевательского отношения к потребностям и особенностям реальных, живых инвалидов, у которых у каждого свои особенности, водителя О. уволить из службы социального такси», – говорит женщина.

Мы дозвонились в ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Советского района Минска». Заведующая отделением первичного приема, информации, анализа и прогнозирования центра Ольга Игоревна Науменко, в компетенцию которой входит и оказание в пределах Минска и Минского района транспортных услуг спецавтотранспортом «Социальная служба», ответила, что знает об этой семье.

– Она у нас ежедневно, кроме субботы и воскресенья, пользуется услугами соцтакси.   В Территориальном центре социального обслуживания населения Советского района Минска – две машины социального такси. Категории, которые могут воспользоваться этой услугой, четко определены. На социальном такси бесплатно ездят инвалиды 1-й группы, инвалиды-колясочники и дети-инвалиды. Инвалидам 2-й группы старше 70 лет, размер пенсии которых не превышает 1,5 БПМ, услуга тоже предоставляется бесплатно, если превышает — оплата составит 0,15 базовой величины. На сегодня это 19 500 рублей, – поясняет Ольга Игоревна. – Посещать люди могут госорганы, объекты здравоохранения и культурно-бытового назначения. Это аптеки, оздоровительные и реабилитационные центры, РКЦ, организации энерго- и водоснабжения, банки, юридические консультации, музеи, театры, магазины. Когда просят свозить на кладбище навестить могилки родных — тоже не отказываем. Это всем понятно.

Машины на техобслуживании в автобусном парке № 7 (филиал «Минсктранса»), водители тоже из автопарка. Одна машина – для тех, кому нужно ездить на гемодиализ, и для онкобольных. Вторая – для текущих заявок и инвалидов-колясочников.

Что касается жалобы на грубость водителя, в Территориальном центре Оксане посоветовали обратиться непосредственно в филиал автопарка.

– Эту женщину мы также знаем не понаслышке. Она недовольна, кроме обслуживания службой социального такси, и работой общественного транспорта, – говорит ревизор автопарка Алла Степановна Жоль. – Но мы понимаем ее состояние и стараемся уважительно относиться к ее претензиям.

Начальник 4-ой автоколонны Николай Иванович Кругляков, в чье подчинение входят водители социального такси, был не так категоричен. Он подтвердил, что с жалобой Оксаны ознакомили водителей. С ними проведена беседа о недопущении дальнейшего грубого отношения к пользователям спецтранспорта,  а также их родственникам и представителям.

– Вообще, в автопарке существует программа обучения водителей правилам поведения с людьми, физические возможности которых ограничены, – пояснил Николай Иванович. – По правилам, они должны оказывать помощь инвалидам при посадке и высадке из авто.

Что касается водителя О., то это опытный водитель. Ему более 50 лет. Человек степенный, уважаемый. Хороший семьянин.  По его словам, недовольство женщины случилось, когда он предъявил ей претензии за систематическое опоздание на назначенное время. Машиной пользуются несколько пассажиров одновременно. И остальные не должны чувствовать неудобства из-за ее опозданий. Конечно, такого не должно повториться. Грубость не должна присутствовать в разговоре с пассажирами, особенно в отношении детей-инвалидов, которые очень остро чувствуют интонацию собеседника.

Машины в Советском районе Минска в зависимости от графика начинают работу либо в 5.30, либо в 8.00. На маршруте водители работают по 12 часов.

— Не ломается техника при таких нагрузках? – интересуюсь.

— Бывает, что случаются сбои в пути, – не скрывает Николай Иванович. – Парк тогда дает другой микроавтобус, правда, с перевозкой инвалидов-колясочников сложнее. Ведь подменный, который выручает в форс-мажорных ситуациях, без электроподъемников и специальных креплений. После таких случаев бывают жалобы, но мы пытаемся разъяснить, почему так случилось.

– Вакансии есть на водителей этого спецтранспорта? – спрашиваю у начальника колонны.

– Не скажу, что выстраивается очередь. Зарплаты у них небольшие, да и контингент пассажиров трудный, сами знаете. Так что мы дорожим каждым водителем, тем более, что люди стараются.

Ежедневно в Территориальный центр поступает от 35 до 50 звонков с просьбой заказать социальное такси, из которых в график попадает от 15 до 20. Понятно, удовлетворить все просьбы не могут. Люди иногда высказывают недовольство, но здесь предлагают другое время, то есть решают вопросы в рабочем порядке.

– Как часто можно пользоваться социальным такси? – спрашиваю у Ольги Науменко.

– В Территориальном центре составляется график, куда вносятся сведения о времени поездки и месте назначения. Продумывается маршрут с водителем, чтобы микроавтобус ехал не для одного человека, потому что желающих много. Попасть, что называется, в график в день звонка практически невозможно. Поэтому случаются и жалобы от людей с инвалидностью.

После мониторинга сотрудникам было указано на необходимость более тщательно относиться к заявкам. Случалось, что по одному и тому же адресу (не в больницу и не в поликлинику!) человек ездил через несколько дней, но ведь вопрос можно решить и за раз, если все спланировать, с покупкой тех же лекарств в аптеке, например. Талончик по телефону мы проверить не можем, но адрес и название организации, куда едет пассажир, указываться должны. Поменять место назначения потом будет проблематично. У водителя — путевой лист, случись что (не дай Бог) – будет виноват, что ехал не по маршруту, это является нецелевым использованием бюджетных средств.

— Машины только две, — комментирует заведующая отделением первичного приема, информации, анализа и прогнозирования центра Ольга Игоревна Науменко. – И если будет стоять вопрос: везти кого-то в поликлинику или в магазин, ответ очевиден. Как такового лимита на число поездок для человека нет, кроме магазинов (туда можно ездить не больше двух раз в месяц). Если нужно что-то из продуктов каждый день покупать, можно прибегнуть к помощи соцработника.

Лилия ЗИЗИКО

Комментарии

оксана

2014-04-01 00:30:05

Здравствуйте !Подскажите пожалуйста,у меня ребёнок-инвалид детство .Мы сами из Бобруйска,ребёнку потребовалась поездка в Минск для снятие спиц .Мы обратились к услуге социального такси ,но нам объяснили,что это платная услуга.По городу один тариф за км.по трассе другой при подсчёте по деньгам на 05,06,2013 составляло где-то 400 тыс.в одну сторону .Так задаюсь вопросом ,а где же тут бесплатно ??? И ещё подскажите .У нас в поликлинике № 7 есть платные услуги (гидро массаж,различные тренажеры)нам выписывают направления ,но это всё мы оплачиваем 100%правомерно ли у нас берут деньги ???

Авторизуйтесь для комментирования

К сожалению, мы обязаны идентифицировать Вас, чтобы разрешить публиковать отзыв.

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы зарегистируем для вас персональный аккаунт на нашем сайте.