Трудоустройство людей с нарушениями слуха: как решить все проблемы?

Поддержи

Директор Минского ЧУП «Виток» Николай КУЛАКОВ: «Некоторые глухие рабочие не понимают, что такое дисциплина и рабочий распорядок»

Об этом шел разговор на республиканском совещании по вопросам трудоустройства, профессиональной ориентации и подготовки людей с нарушениями слуха, которое состоялось 22 февраля в Минске.

Представители Министерств образования, здравоохранения, труда и соцзащиты, специалисты управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию минского городского исполнительного комитета, руководители специальных образовательных школ для детей с нарушениями слуха и учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, представители Центрального правления, председатели областных организаций и директора частных унитарных предприятий ОО «БелОГ» собрались для обсуждения возникших в последнее время неблагоприятных тенденций: сложностей трудоустройства среди выпускников школ для детей с нарушениями слуха и, как ни парадоксально, острой нехватки рабочих-инвалидов на предприятиях ОО «БелОГ», главным образом, инвалидов по слуху.

Бюрократия – враг прогресса?

В своем вступительном слове председатель ЦП ОО «БелОГ» Сергей Петрович САПУТО рассказал, что раньше за каждой школой было закреплено шефствующее предприятие. Будущие выпускники проходили на нем практику. Сейчас эта традиция в прошлом. Сегодняшняя молодежь неохотно идет на предприятия общества глухих.

Заместитель председателя ЦП ОО «БелОГ» Анатолий Семенович НИКИТИН с сожалением отметил, что сегодня не в полной мере реализуется право инвалидов на выбор профессии, доступ к культурным ценностям – а ведь эти права относятся к основным правам личности. Есть примеры, когда человек теряет несколько лет, прежде чем докажет свое право на учебу. Ему чинят формальные, надуманные препятствия. Медицинские же противопоказания к получению образования к медицине зачастую отношения не имеют.

Закон о специальном образовании открыл новые перспективы в повышении уровня подготовки неслышащих. Предусматривается более широкая интеграция в общество и реализация конституционных прав на труд, образование, выбор и получение профессии, продвижение по службе. Но сегодня все же есть барьеры, которые мешают глухому или слабослышащему человеку получить образование.

Тем, кто ищет работу, также приходится сталкиваться с бюрократическими препятствиями: проблемами при прохождении МРЭК и получением индивидуальной трудовой рекомендации при переезде из одного города в другой.

Есть и такая застарелая проблема, как выдача группы инвалидности на ограниченный срок. За время учебы человек может потерять группу инвалидности, и тогда возникают сложности с трудоустройством: ведь «без группы» на предприятие ОО «БелОГ» его не возьмут, а на других предприятиях отказывают в приеме на работу из-за трудностей в общении.

Эта проблема могла бы быть решена изменением налогового законодательства: зачетом предприятию как инвалидов людей, имеющих нарушения слуха, но не имеющих группы инвалидности.

На совещании, впрочем, выяснилось, что бюрократические препоны – не единственное, что мешает найти работу.

«Не понимают, что такое дисциплина…»

Директор Минского ЧУП «Виток» ОО «БелОГ», заместитель председателя Совета директоров ЧУП ОО «БелОГ» Николай Леонидович КУЛАКОВ рассказал, что между его предприятием и учреждениями образования налажена хорошая связь. В прошлом году на ЧУП «Виток» устроилось 26 человек. Больше всего рабочих на предприятие приходит из школы-интерната для детей с нарушениями слуха в Ждановичах. Хотя Николай Леонидович и отметил, что многими специалистами он очень доволен, критики в адрес неслышащих сотрудников прозвучало немало.

Среди насущных проблем директор назвал неумение глухих общаться со слышащими людьми: «Могут и не поздороваться. Безграмотны. Не могут даже заявление написать. Всё – с помощью переводчика». Также пожаловался на неаккуратность, на безразличие к своему труду: «Некоторые не понимают, что такое дисциплина и рабочий распорядок. У нас красивая проходная. И вот иду я рано на работу и вижу: окурок лежит, яблоко надкушенное…»

В ответ на это начальник управления специального образования Антонина Михайловна ЗМУШКО напомнила, что проблема, обсуждаемая на совещании, заключается еще и в том, что выпускники не хотят идти на предприятия ОО «БелОГ», и предложила посмотреть на ситуацию с другой стороны. Она заметила, что дело не только в выпускниках: «Не все хорошо и на предприятиях. Может быть, условия на них не совсем соответствуют потребностям современных выпускников с нарушением слуха?.. Они хотят более высокооплачиваемую профессию с более комфортными условиями».

Выпускников нужно рекламировать

Слово было предоставлено директору Минского профессионально-технического колледжа электроники Валерию Михайловичу ХАСИНУ, у которого за плечами уже большой опыт в обучении ребят с нарушением слуха и их трудоустройстве. Он подчеркнул: «У нас не надо ждать, пока учащиеся с нарушениями слуха поздороваются. Они первыми здороваются. Прекрасно адаптируются».

В результате совместной работы с ЧУП «Виток», куда в основном идут выпускники колледжа, была освоена подготовка по специальности «Наладка технологического оборудования радиоэлектронного производства» с присвоением квалификации «Наладчик технологического оборудования». По этой специальности колледж подготовил 10 человек, все были трудоустроены.

В 2008-2009 учебном году, при сотрудничестве с НПО «Интеграл», учащиеся с нарушениями слуха освоили специальность «Технология производства изделий электронной и микроэлектронной техники». После прохождения практики они были трудоустроены на УП «Транзистор». В колледже готовы по заявкам предприятий готовить учащихся и по другим специальностям, например, «Оператор ЭВМ и наладчик технического оборудования».

С целью улучшения конкурентной способности выпускников в колледже проводят переговоры, круглые столы с ЦП ОО «БелОГ» и руководствами таких предприятий, как ЧУП «Виток», ПО «МТЗ», ОАО «МАЗ», ЗАО «Атлант», Минский радиотехнический завод и других.

На семинарах выпускники при помощи сотрудников кадровых агентств учатся правильно оформлять документы и готовятся к успешному собеседованию перед принятием на работу. Проводятся для них и экскурсии на предприятия города, где работают инвалиды по слуху.

Валерий Михайлович считает, что выпускников нужно рекламировать: «Например, в школах востребованы операторы ЭВМ. Но в школы их боятся брать, не зная, как общаться с глухими и слабослышащими людьми. Также нужны льготы предприятиям, где есть такие работники, и не только для тех, где неслышащих – 50 %. Есть и сложности с трудоустройством иногородних выпускников: нехватка информации о вакансиях на областных предприятиях».

Растим кадры сами

Главный инспектор управления профессионально-технического образования Татьяна Григорьевна АРТЕМЬЕВА рассказала, что, несмотря на то, что до 80 % вакансий на рынке труда занимают рабочие профессии, в учебных заведениях среднего специального образования наблюдается явная нехватка поступающих. По ее мнению, лучше всего проблему поможет решить заключение трехстороннего договора: между учреждением образования, предприятием, которое нуждается в рабочем, и самим учащимся. Предприятие может выбрать конкретную кандидатуру, кроме того, в договоре могут быть оговорены и сроки отработки по распределению. Еще более конкретным соглашением является целевой договор, который предусматривает отработку на предприятии в течение двух лет.

Начальник отдела методического обеспечения профессионального образования взрослых УО «Республиканский институт профессионального образования» Анатолий Михайлович МАЗОВКО разъяснил принципы обучения рабочих (служащих). Предприятия совместно с учреждениями образования могут разрабатывать программы и планы, определять учебно-тематический план. В институте готовы оказать помощь в проектировании учебно-плановой документации и организации учебного процесса на производстве. Он подчеркнул, что «руководители предприятия должны помнить, что себестоимость продукции зависит и от качества кадров. Поэтому надо растить их у себя».

Главное – заявки от предприятий

Директор гродненского ЧУП «Цветлит» Сергей Владимирович ЕФРЕМЕНКО предложил обсудить создание специальных групп при учреждениях образования. На его предприятии – дефицит рабочих, а групп глухих и слабослышащих учащихся в профессионально-технических колледжах в Гродно нет. По его словам, если выпускники гродненской школы для детей с нарушениями слуха уезжают в Минск, то они уже не возвращаются в свой город.

В ответ директор Бобруйской специальной школы-интерната для детей с нарушениями слуха Людмила Михайловна КАДУЛИНА поделилась своим опытом решения подобной проблемы: «Собрались директора предприятий, колледжей и училищ. Решили, что необходимы слесари-ремонтники. Власти пошли навстречу и организовали группу. Конечно, бывает мало детей, тогда группы собираются смешанные. Главное, чтобы были заявки от предприятий».

Выбираем профессию в школе

Директор Витебской специальной школы-интерната для детей с нарушением слуха Светлана Валерьевна ТИТЕНКО поделилась опытом работы по профессиональной ориентации молодежи в школе. Работать в этом направлении с детьми начинают уже с начальных классов. Позже кружки, факультативы, секции дают возможность попробовать себя в различных видах деятельности.

Уже шестой год в школе организуются ученические швейные ремонтные бригады. Ученики шьют комплекты постельного белья, спецодежду для персонала школы, костюмы для сценического кружка и школы клоунов, школьную одежду для учащихся младших классов, оформляют плакаты, стенды, делают театральный реквизит, ремонтируют школьную мебель.

В этом году в школе организованы факультативы по специальностям «Швея» и «Печатник». По результатам обучения присваивается квалификация – 2-й разряд.

Выпускники школы продолжают обучение в Витебском профессионально-техническом колледже легкой промышленности, Витебском медицинском колледже, Минском лицее легкой промышленности. Трудоустраиваются традиционно на предприятия Витебска и области: ЧУП «Галант», ООО «Марко», ООО Белвест, ЧУП «Нить».

Возрождение традиций и применение инноваций

В заключение Антонина Михайловна Змушко выразила надежду, что обе стороны – и школы, и предприятия – услышали друг друга, и пообещала, что Министерство образования будет стараться помочь решить все проблемы, которые обсуждались на совещании.

Анатолий Семенович Никитин, в свою очередь, напомнил, что ОО «БелОГ» будет продолжать работу с каждой школой и предприятием, чтобы успешно решать проблемы кадров для производства и подчеркнул, что дальнейшее развитие производства при ограниченных трудовых ресурсах возможно лишь при внедрении новых технологий.

По мнению Анатолия Семеновича, необходимо создание интеграционных групп, в которых глухие обучались бы вместе со слышащими, в условиях, соответствующих законодательству. В учебных заведениях должны знать о перспективах развития ЧУП «БелОГ», об уровне зарплаты, наличии социального пакета.

В свою очередь, и на предприятиях общества обязаны знать всех выпускников школ для детей с нарушениями слуха. Анатолий Семенович предложил возродить традицию прохождения практики учащимися на предприятиях ОО «БелОГ», а также организовать выдачу целевых направлений для абитуриентов с дополнительной стипендией от предприятия.

Ольга ГРИЦЕНКО

Фото автора

Только цифры:

Сегодня в Беларуси на учете состоит 5849 членов общества глухих трудоспособного возраста, из них работает 5120 человек (82,5%). В системе ОО «БелОГ» занято 2472 человека (48.39%). Высшее, среднее специальное и профессионально-техническое образование имеют 1465 человек. На 9 предприятиях ОО «БелОГ» занято сегодня 4280 человек, больше всего рабочих с нарушениями слуха – на ЧУП «Виток».

Второе место по численности занимает гомельское предприятие – ЧУП «Випра». Все предприятия предоставляют сотрудникам общежитие, большинство готовы заселить рабочего вместе с семьей. На каждом ЧУП есть свой клуб или Дом культуры.

В 2010 году было трудоустроено 359 человек, из них 220 – на ЧУП ОО «БелОГ». В том же году при поддержке органов соцзащиты было создано 43 новых рабочих места, подготовлено и переподготовлено 197 рабочих.

В 2011 году всего 100 выпускников заканчивают школу, из них 60 планируют продолжать учебу. Задача ОО «БелОГ» – помочь сделать выбор каждому, исходя из потребностей предприятий.

 

 

 

Присоединяйтесь к нам! Telegram Instagram Facebook Vk

Комментарии

Авторизуйтесь для комментирования

С 1 декабря 2018 г. вступил в силу новый закон о СМИ. Теперь интернет-ресурсы Беларуси обязаны идентифицировать комментаторов с привязкой к номеру телефона. Пожалуйста, зарегистрируйте или войдите в Ваш персональный аккаунт на нашем сайте.